Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2022 г. 17:10

593

3.5 Париж стоит мессы, господа!

Мне 14 лет и я на все лето еду к бабушке. Памятуя, что для чтения у нее - собрание сочинений Горького, Марка Твена и Ключевского, а также большая многотомная энциклопедия, беру с собой одну любимую книгу - место в сумке мало. Это "Сорок пять" Дюма. И в томную жару, когда неугомонная бабуля оставляет в покое, погружаюсь в перипетии гугенотских войн - любимейший Шико, брат Горанфло, Генрих Третий, Реми, Анжуйский, д*Эпернон... Но, оказывается, у шикарнейшей истории Дюма из цикла "Гугенотские войны" есть продолжение, а я -то думала, что все закончилось на любимой "Сорок пять". И вот, так сказать на старости лет, натолкнулась на "Габриэль", написанную постоянным соавтором Дюма-отца, который еще и судился за авторство предыдущих книг, а эту написал без литературной обработки гения. К слову, это заметно снизило яркость и динамичность, ибо легкая рука самородного таланта Дюма все-таки существенно влияет на текст, можете убедиться и сами. Во-первых, Дюма наполнял сюжет неистребимой жаждой жизни, сочной и ощутимой. Это сказывается даже в описании наслаждений. Наслаждения пищей, например. В Габриэли, даже если кто-то ест, это быстро и скучно, если пьет - то мы видим не рубиновую ароматную красоту в бокале а неприглядные последствия пьянки, мешающие развитию событий. А ведь вспомните, как аппетитно описаны яства стола в предыдущих книгах (как вкушал Шико с Горанфло, Генрих с миньонами, даже Анжуйский с Дианой, черт, возьми!!!), как заманушно и завлекательно. Или наслаждением общения. Тут сплошные "возрыдал", "возопил" или монологи на две страницы о душевных качествах или переживаниях.... В предыдущих же - бурлит характерами, ненасытностью знаний и чувств, глубокими ощущениями каждого мгновения. Если друг, то ощущаешь единение на века, если враг - то ненависть пробирает до костей. Во-вторых, интриги. Они тоже потеряли свою быстроту, размах, смачность и адреналин, существенно прибавив в витиеватости и скуке. Опять же автор пошел по проторенному пути многократных повторений - но то, что сыграло яркую специю в истории Бюсси и Дианы, Марго и Ля Моля, в случае Эсперанса потеряло свою первичность и значимость. Но вернемся к названной Габриэли.

Габриэль прожила всего 26 лет

картинка Ptica_Alkonost
Блондинка - Габриэль д’Эстре, неизвестный художник, 1594 год
свернуть

хотя и сделала это довольно бурно и запоминающимся образом в реальной французской истории. У Маке все начинается, когда ей семнадцать и в нее безумно влюблен стареющий повеса Генрих Бурбон. К слову, описания женских персонажей тут таковы, что даже без изучения биографии, видно, что автор шовинист - его женщинам отказано в уме, лишь хитрость, угодливость и порывы страстей правят бал. Возможно так и было, но его Габриэль показана какой-то безликой и тупой овечкой, крайне ведомой и совершенно не самостоятельной. При изучении ее биографии у меня сложилось иное мнение. Генрих в ее присутствии также ведет себя лишь как слащавый идиот, но опять же, возможно сие дань времени. Автор радостно сочувствует Габриэли, старательно забеляя ее проступки, выводя на первый план ее трепетное сердце, и предоставляя этому сердцу чаще биться в присутствии определенных людей. В противовес ей,

Анриэтта д*Антраг
картинка Ptica_Alkonost
Генриетта д’Антраг и Генрих IV
свернуть

показала алчной и беспринципной авантюристкой - дочь королевской любовницы, добившаяся той же карьеры, однако к концовке ее настигнет вполне закономерная бумеранговая ситуация. И если романтический фон может вызвать кислую мину не только у дискретных миллениалов, то исторический необычайно интересен. Нам будет показан важный этап восхождения Наваррского по занятию Парижа и куча замечательных интриг, связанных с этим и последующими событиями (вплоть до официальной женитьбы и ее действующих лиц). Например, объявление о последнем Валуа - чем не прекрасный ход? О, какой запутанный клубок! Или драма рыцаря Колиньи, очень романтично и с Венецией. Или эпичный конец жизни герцогини Монпансье. Но, признаться честно, более всего я ждала незабвенного Шико или мэтра Робера Брике. Ах, как непозволительно мало его тут! Все основные его движения, измышления и участие останется за кадром, в сюжет, не смотря на его огромнейшую толщину, войдет лишь малая толика... Видимо за описание деятельности Шико, как и за лигистов отвечал в тандеме также Дюма. Тут и лигисты довольно беззубы и слабы, хотя герцогиня, воинствующая ведьма, смогла-таки закрутить интригу, и только добрый гений двух Генрихов - Валуа и Наваррского - сможет встать у нее на пути. Париж стоит мессы, а книга стоит прочтения тем, кому запала в душу предыдущая трилогия.

Игра в классики
Осторожно, историки! Сокровища Гизы