Больше рецензий

20 августа 2022 г. 17:07

289

3.5

«Прошлое — вот оно, смотри на него, если хочешь. Но фокус в том, что свое прошлое ты всегда видишь по-разному, и для двух людей оно всегда разное. Каждый видит мир своими глазами, через призму того, что произошло с ним до этой минуты. Да и в настоящем попробуй разберись».

По сюжету, на глазах главной героини, 68-летней вдовы Астрид Стрик, школьный автобус сбивает соседку, с которой у женщины были довольно натянутые отношения. Это трагическое происшествие заставляет Астрид переосмыслить свою жизнь и родительство. Хорошей ли матерью она была? Правильно ли воспитывала детей, какие ошибки совершила, какие травмы нанесла? Как это на них повлияло, можно ли это исправить?

У Астрид трое детей, два сына и дочь, и у всех, конечно же, свои тайны и проблемы. Так, старший сын успешно развивает свой строительный бизнес, но боится признаться матери в покупке нового здания, боясь ее осуждения и критики. Одинокая дочь обращается в банк спермы, чтобы родить ребенка, и при этом долгие годы встречается со своим женатым одноклассником. Младший сын, бывшая кинозвезда, буддист, «хиппарь», оправляет свою 13-летнюю дочь к бабушке, после того как девочку из-за некоего неприятного инцидента исключили из школы. Сама главная героиня тоже хороша — на старости лет она вдруг поняла, что испытывает чувства к женщине, но дико боится признаться в этом семье.

Чего в этом романе только нет. Кажется, Страуб запихнула сюда все социальные и гендерные повестки, какие только можно было. Тут и дружба-секс-супружеские измены, и матери-одиночки, и трансгендерный персонаж-подросток, и сексуальная ориентация, и аборты, и педофил из сети, не получивший наказания, и трудности воспитания, и каминг-аут, и абьюз с буллингом, и сложные отношения детей-родителей. Ну, вот любую актуальную тему назовите — все тут будет.

Но дело не в самих темах, по отдельности каждая из них интересна, а в том, что слишком уж много всего свалено в кучу. Читатель и так уже понял, что в семье Стриков есть проблемы (да-да, из прошлого, из детства, из воспитания). Но, нет, вместо того, чтобы сосредоточиться на чем-то конкретном, писательница подкидывает все новые и новые болевые точки. При этом решается все в итоге, конечно же, как по волшебству. Понять, принять, обнять.

И вроде как смысл-то неплохой, про семейные отношения и ценности, про ошибки, умение их признать, простить себя и друг друга, про необходимость разговаривать, но в целом как-то все нудно и уныло получилось. Да, есть какие-то интересные моменты (как старшая сестра, отметила для себя парочку близких мыслей, эх), однако у меня книга шла прямо тяжело, читала я ее по своим меркам очень долго. И советовать, увы, уж точно никому не стану.