nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 августа 2022 г. 17:20

2K

4 Motiva.net

Вы привыкли считать фразы вроде «всё изменилось в одночасье» или «десять минут, перевернувшие мир» художественным преувеличением?
История леди Фаррен доказывает, что такое случается в повседневной жизни.

Было около половины двенадцатого утра, когда Мэри Фаррен прошла, в охотничью комнату, где хранилось оружие, взяла пистолет своего мужа и зарядила его. После этого она поднесла его к виску и нажала на спусковой крючок.

Такова завязка этой трагичной истории.

Бывает, что слова превращаются в мощное средство воздействия. Несколько вовремя сказанных слов могут вернуть человеку веру в себя, дать полезный импульс или просто поднять настроение на несколько дней вперёд. Однако случаются совсем другие ситуации, когда, казалось вполне невинные, слова приводят к моментальным фатальным последствиям. Слово способно перевернуть жизнь сразу нескольких человек.

Мэри Фаррен умерла, застрелилась в собственном доме. Её поступок выглядит совершенно бессмысленным. Со стороны у молодой женщины было всё благополучно. Она была здорова, счастлива со своим мужем, они ждали ребёнка.
Врач склонен утверждать, что у Мэри случилось временное помрачение рассудка. По его словам, состояние беременности могло вызвать краткосрочный импульс, длившийся всего несколько минут, который заставил её совершить непоправимое.
Супруг, сэр Фаррен, убит горем. Зачем она это сделала? Зачем? Мотивов не наблюдается, но, возможно, он чего-то не знает. Должна же быть какая-то причина… Или её и правда нет?
Блуждание в потёмках и постоянные сомнения становятся невыносимыми. Стремление узнать правду, даже если она омрачит его былое супружеское счастье, заставляет сэра Фаррена нанять частного сыщика. Тот должен вынести окончательный вердикт по поводу смерти его супруги.

Выявлять правду, используя людскую ложь, способ весьма продуктивный.

К такому методу не раз обращается наш детектив. Он и сам не стесняется прибегать к выдумкам, чтобы докопаться до истины, которая, как известно, превыше всего. Детектив последовательно и терпеливо проверяет разные версии, пока не доберётся до сердцевины.

Надо сказать, рассказ Дафны Дюморье оставил у меня грустное послевкусие, хотя написан он в увлекательной и динамичной манере детектива. История молодой женщины вскрывает то, какую печальную роль могут сыграть предрассудки и ханжество в жизни, особенно в жизни совсем юных особ. Показывает, как сложно бывает преодолеть детско-юношескую травму.
Настолько трудно, что иногда проще забыть, словно ничего никогда и не было. Амнезия становится своего рода паллиативным средством, позволяющим жить относительно спокойно и счастливо, но не лечащим болезнь.
Ведь человеческая память, как дотошный архивариус, редко уничтожает файлы полностью и навсегда. Обычно от них остаётся какой-нибудь след. Тень из прошлого, незаметно подсвечивающая сознание и прокрадывающаяся в настояшее в момент, когда человек совершенно к этому не готов и беззащитен.

Пора заканчивать, а то я боюсь начать выдавать спойлеры.
Итак, как вы уже догадались, расследование прольёт свет на некоторые таинственные стороны жизни Мэри Фаррен.
Однако удивительным образом первая версия смерти героини окажется верной по своей сути.
Был ли тогда смысл в деятельности частного сыщика? На мой взгляд, да. Смог ли он добыть информацию, которая рассказала бы что-то качественно новое о личности леди Фаррен, её характере и душевных качествах? Думаю, что нет.
И создаётся впечатление, что сыщик сам это понял в финале, проявив доселе несвойственное ему качество.

Конец мне немного напомнил Вирджиния Вулф - Наследство. Как и в рассказе Вулф, здесь поднимается вопрос «надо ли сообщать правду, если она причиняет сильную боль и может отравить жизнь?» Дюморье ставит эту дилемму дважды, с леди Фаррен и с её супругом.

Комментарии

Спасибо, Ника, за рецензию! А я как раз где-то неделю назад тоже прочитала этот рассказ, который произвёл на меня несколько меньшее впечатление, чем предыдущие. И отзыв писать не стала.



Motiva.net

Да, мотива, казалось бы, нет, но зато есть "чистый рыжик"-триггер в действии. А вот если бы в доме не было оружия, то, возможно, и не случилось бы этой непоправимой беды, главным виновником которой, на мой взгляд, является отец, предавший свою 15-летнюю дочь и разрушивший её жизнь.



иногда проще забыть, словно ничего никогда и не было. Амнезия становится своего рода паллиативным средством, позволяющим жить относительно спокойно и счастливо, но не лечащим болезнь.

Как писал Кьеркегор, худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось. Так как в своё время психика 15-летней девочки не была готова выдержать полученный жестокий удар, то память самоустранилась из сознания, унеся с собой приличную долю собственного Я героини. Но, как выяснилось через 20 лет, не меньшей опасностью может оказаться и обнаруженная горькая правда о собственном прошлом. А неожиданное возвращение заблудившейся памяти после одной случайной фразы, ставшей триггером, и осознание того, что произошло в ранней юности, привели героиню к такому внутреннему аду (о чём и предупреждал доктор), который она не смогла пережить.



здесь поднимается вопрос «надо ли сообщать правду, если она причиняет сильную боль и может отравить жизнь?»

35-летняя героиня, к сожалению, не только не знала какой-то конкретной правды, а вообще ничего не помнила о своём детстве и проживала чужую, придуманную другими жизнь. И это ужасно! Кстати, вполне возможно, что самое страшное для леди Фаррен – это даже не столько правда, сколько та открывшаяся тотальная ложь, в которой она жила все эти последние 20 лет. Ведь её сознательно обманывали и использовали.

+5 24.08.22
вот если бы в доме не было оружия, то, возможно, и не случилось бы этой непоправимой беды

Да, там вообще такое неудачное стечение обстоятельств, включая довольно неожиданное упоминание «рыжика» дворецким.
Мне тоже показалось, что если бы в тот момент у Мэри не получилось совершить непоправимое, потом бы она, скорее всего, этого не сделала. Импульс имел место.



главным виновником которой, на мой взгляд, является отец, предавший свою 15-летнюю дочь и разрушивший её жизнь

Согласна. Даже на фоне всех предрассудков того времени, поведение отца выделяется своей бессердечностью и жестокостью. Сейчас подумала, что его образ чем-то напоминает папашу Броуди из «Замка Броуди».



не была готова выдержать полученный жестокий удар, то память самоустранилась из сознания, унеся с собой приличную долю собственного Я героини

При этом она много лет жила своей жизнью, была привязана к той, которую считала своей тётушкой. Полюбила сэра Фаррена, смогла выстроить с ним отношения…
Но да, такая дыра в сознании, вероятно, просто не могла не дать о себе знать чем-то очень нехорошим. Необязательно, как в рассказе, но тем не менее… поневоле задумаешься, что мы, читатели, многого не знаем. За эти 20 лет память могла давать героине о себе знать. К примеру, в тревожных снах.



это даже не столько правда, сколько та открывшаяся тотальная ложь, в которой она жила все эти последние 20 лет

Должно быть, ужасно, когда вдруг приходится осознать такое…

Мне этот рассказ в целом понравился, на «четвёрку», но я от него ждала несколько иного, чего-то менее печального. Не думала, что это такая трагичная история.
Думаю пока оставить чтение рассказов Дюморье. Хотя, может, ещё один какой-нибудь прочту… Интересно, а какой рассказ у неё ты бы посоветовала прочитать?

Спасибо тебе за отклик, Людмила!)

+4 25.08.22
поведение отца выделяется своей бессердечностью и жестокостью. Сейчас подумала, что его образ чем-то напоминает папашу Броуди из «Замка Броуди».

Да, что-то общее есть. Только Броуди – слишком уж откровенный садист и тиран, он просто выгнал бы беременную дочь (что он, собственно, и сделал) и не стал бы её куда-то пристраивать за деньги. А мне ещё вспомнился священник из романа Оруэлла «Дочь священника». Тот всё-таки пытался сохранять лицо и прикрывать свою холодность маской добродетели, как и герой Дафны. Хотя итог один: все 3 нарциссичных папаши исковеркали жизни своим дочерям.



За эти 20 лет память могла давать героине о себе знать. К примеру, в тревожных снах.

И с помощью психотерапевта она могла бы постепенно восстановиться без таких ужасных последствий.



а какой рассказ у неё ты бы посоветовала прочитать?

Я прочитала всего 6 рассказов. Некоторые из них ты уже читала, поэтому посоветовала бы «Пиявку», которая в моём восприятии перекликается с «Кроткой» Достоевского.

+2 25.08.22
А мне ещё вспомнился священник из романа Оруэлла «Дочь священника»

Этот роман Оруэлла у меня есть в планах. Надо будет не откладывать надолго чтение) Я на него обратила внимание ещё после твоей рецензии)



посоветовала бы «Пиявку», которая в моём восприятии перекликается с «Кроткой» Достоевского.

Спасибо. Прочту)

Сейчас подумалось, что в этом рассказе, возможно, немного сбивает с толку такое странное стечение обстоятельств, приведшее к печальной развязке. С одной стороны, в рамках сюжета всё на своём месте, но немного неправдоподобно сразу столько совпадений.

+2 25.08.22

Да, именно некая неправдоподобность в рассказе мне как раз слегка и подпортила впечатление от него.

+2 25.08.22

Оу, ты прочитала и на хорошо)
Я рада)
Данный рассказ, мне напомнил некий детектив... знакомым показалось действо... я их столько уже пересмотрела, что неудивительно)))

+2 25.08.22

И я рада, что прочла) я раньше не думала, что у Дюморье столько интересных рассказов))



я их столько уже пересмотрела, что неудивительно)))

Понимаю) Я вроде не смотрела детектив с похожим сюжетом, по крайней мере не припоминаю…
Рассказ увлекательный, хотя и грустный. Жалко героиню… такое необычное стечение обстоятельств на её голову(

+2 25.08.22

Дюморье , она очень разная, не знаешь, что ожидать))

И мне, было очень жаль героиню((

спойлер
Ника, так совпало, что в той книге, которую я только что начала... так же, типа изнасиловали... и та отдала на усыновление...
Как удивительны порой, такие совпадения, всегда, что-то к месту)) к разговору)
свернуть
+1 26.08.22
она очень разная, не знаешь, что ожидать))

Это точно) Она умеет удивить))

спойлер
Как удивительны порой, такие совпадения, всегда, что-то к месту)) к разговору

Ага) получается не только в жизни, но и в литературе много удивительных совпадений и переплетений))
Надеюсь, книга, которую ты начала, тебе придётся по вкусу)
свернуть
+1 26.08.22

Завлекательная рецензия, Ника! Заголовок такой креативный )) я его даже наоборот прочитала (привет уходящим из Омеласа:)



Тень из прошлого, незаметно подсвечивающая сознание и прокрадывающаяся в настояшее в момент, когда человек совершенно к этому не готов и беззащитен.

Брр, зябко как-то от одного описания.

Детективные истории мне обычно заходят, но этот рассказ Дафны не хочется читать. Много мрачного читала в последнее время, и тут тема самоубийств, ещё и молодая женщина… слишком как-то.

Рада, что ты тоже продолжаешь изучать творчество Дафны )

спойлер

Ника, я решила пойти по твоим стопам и провести несколько дней вне сети.тем более сейчас есть наконец возможность немножко расслабиться… но твоя рецензия меня позвала в сеть )))

свернуть
+3 25.08.22
его даже наоборот прочитала (привет уходящим из Омеласа:)

Улыбнула, Кристин :)



и тут тема самоубийств, ещё и молодая женщина… слишком как-то.

Понимаю тебя… Скажу больше, там, по мере того как прошлое выходит наружу, всё оказывается ещё более печально, чем можно было бы предположить.



что ты тоже продолжаешь изучать творчество Дафны

Ага, с её малой прозой) А так я не новичок в плане Дафны. Читала парочку её романов и даже одну её нон-фикшн книгу)

Кстати, может, ты тоже какой-то один рассказ у Дафны порекомендуешь из прочитанного недавно?

спойлер
но твоя рецензия меня позвала в сеть )))

Прости, я неспециально)) А так полностью одобряю твоё решение отдохнуть от интернета… Главное, чтобы можно было расслабиться, а немножко или не немножко, всё в этой жизни даётся в пропорциях и только на время)
свернуть

Спасибо, что прочитала, Кристина!)

+2 25.08.22
всё оказывается ещё более печально, чем можно было бы предположить.

Ну, по крайней мере непредсказуемость - плюс для детектива.

Ника, сложно тебе что-то советовать. я не так много рассказов у Дафны читала. Но раз уж зашла речь о детективных рассказах, порекомендую тебе Дафна Дюморье - Алиби  Только вчера его прочла и мне (неожиданно) понравилось )

Там тоже грустные события, но подано скорее с иронией. Во всяком случае у меня не осталсь тягостного послевкусия.



Ага, с её малой прозой)

Угу, я имела в виду малую прозу. )



и даже одну её нон-фикшн книгу)

Серьезно?А я не знала, что она и нон-фикшн писала )



Прости, я неспециально)

Так, Ника, мне же интересно, что ты там начитала:)



а немножко или не немножко, всё в этой жизни даётся в пропорциях и только на время)

Как всегда, твоя правда )

+2 26.08.22
по крайней мере непредсказуемость - плюс для детектива.

Точно)


речь о детективных рассказах, порекомендую тебе Дафна Дюморье - Алиби

Не знала о таком рассказе, беру его на заметку) Спасибо) А грустные события, да, можно по-разному подать.


А я не знала, что она и нон-фикшн писала )

Кристин, кажется, у неё только одна нехуд. книга. Вот
Дафна дю Морье - Golden Lads (Virago Modern Classics) . Вроде она не переведена. Я даже как-то писала рецензию на неё)

+1 26.08.22
А грустные события, да, можно по-разному подать.

Ну, мне Алиби показался не грустным рассказом, но если что я тебя предупредила )

Дафна дю Морье - Golden Lads (Virago Modern Classics)

Ника, спасибо, что освежила мою память.Я когда увидела название, вспомнила твою рецензию про братьев Бэконов.

Заглянула ради любопытства в комменты. ) Мы еще тогда с тобой были на вы, такие официальные…))  Как будто не так много времени прошло, а кажется, что это уже было очень давно.

спойлер

Лови солнечную обнимашку:)

свернуть
+1 28.08.22
мне Алиби показался не грустным рассказом, но если что я тебя предупредила )

Проверим) Мне бы хотелось заесть грустные книги чем-то помягче)



Как будто не так много времени прошло, а кажется, что это уже было очень давно.

Не говори, кажется, это было в прошлой жизни, а не два года назад… дальше возьму под спойлер, чтобы много не оффтопить)

спойлер
а вообще, Кристин, ты так написала с ностальгическими нотками. Словно мы посмотрели фотки школьной поры и теперь обсуждаем, какими мы были смешными и наивными :) Но, возвращаясь к отзывам и литературным обсуждениям, ты всегда была рассудительной… А я, как мне кажется, стала сейчас более восприимчиво-понимающей. Иногда даже удивляюсь, когда с одной-двух строчек становится понятно, кто что думает и куда клонит))
свернуть
+1 28.08.22

Ника, знаешь, я тут подумала, что рассказы Дафны надо читать не подряд. Тогда они лучше воспринимаются )

Я на днях прочитала "Яблоню". 4ку я ей все-таки поставила, но рассказ не произвёл на меня впечатления. Монотонно, и даже предсказуемо.

Наверно, я просто ожидала большего после рассказов, которые мне понравились )

спойлер

Это я то была рассудительной? Ну, не знаю, разве что иногда:)

свернуть
ностальгическими нотками. Словно мы посмотрели фотки школьной поры и теперь обсуждаем, какими мы были смешными и наивными :)

Хаха, Классное сравнение... я кстати, себе обычно не нравилась на школьных фотках. )



когда с одной-двух строчек становится понятно, кто что думает и куда клонит))

это называется уметь читать между строк, если видишь куда клонит…

Если ты стала больше замечать и тебе так лучше, значит хорошо.Хотя, может, хорошо и не совсем то слово. Хочется что-то позитивное замечать... Короче, ты меня поняла.

p.s. Последний абзац я пыталась взять под спойлер, у меня почему-то не получилось. Сорри )

+1 30.08.22
Я на днях прочитала "Яблоню". 4ку я ей все-таки поставила, но рассказ не произвёл на меня впечатления

Значит, у тебя пока перерыв с Дафной? Ну, и правильно, Кристин) Тем более если рассказы уже кажутся тебе предсказуемыми)
А я, может, ещё те два, что наметила, прочту… посмотрим.



я кстати, себе обычно не нравилась на школьных фотках

Жму лапу) Подростковый период, он такой. Редко себе нравишься))

спойлер
Хотя, может, хорошо и не совсем то слово

Да, не совсем то слово… кое-кто мог бы мне заметить, что я стала too ‘woke’) но вообще я считаю, что лучше замечать, иногда даже между строк, чем не видеть перед своим носом…

Кристина, моя ответная обнимашка уже в пути))

свернуть

Слушай, увидела, что ты сейчас читаешь «Человек-комбини». Я даже немного волнуюсь, на сколько ты оценишь эту историю, поделишься ли впечатлениями))

+1 30.08.22

Ага, пока перерыв. ) Но мне нравится, как пишет Дафна, атмосфера в ее рассказах нравится. Поэтому еще вернусь к ним



А я, может, ещё те два, что наметила, прочту

Прочти. Алиби можешь даже быстренько послушать. )



я считаю, что лучше замечать, иногда даже между строк, чем не видеть перед своим носом...

полностью с этим согласна.



что ты сейчас читаешь «Человек-комбини»

Ника, я уже выслала тебе приглашение^^

+1 31.08.22

Я опять по следам прочитанного вами:)

Сегодня прочитала этот рассказ. Поняла, где вы говорите, что в целом в рамках сюжета такой поворот имеет место быть, иначе бы он мог показаться несколько натянутым.

А во всем виноват дворецкий --это про такую ситуацию.

"Прорекламировали" они школы совместного обучения, если кто читал во времена жизни писательницы.

Героиню жаль, конечно. И папаша не занимался ею. Пристроят в школу и забыли.

+1 28.08.22

Я очень рада, что вы прочитали рассказ и поделились впечатлениями)



А во всем виноват дворецкий --это про такую ситуацию.

Именно! Из этой фразы мог бы получиться хороший заголовок к рецензии))



Прорекламировали" они школы совместного обучения, если кто читал во времена жизни писательницы

Да. Хотя там и говорится, что причина не в совместном обучении, но в то время мог остаться осадок у читателей.



И папаша не занимался ею. Пристроят в школу и забыли.

Притом что это уже, кажется, 50-е годы, а не, скажем, рубеж веков…



что в целом в рамках сюжета такой поворот имеет место быть, иначе бы он мог показаться несколько натянутым

Да… мне ещё показалось, что в этом рассказе любопытно сплелись некоторая фактологическая натянутость, чтобы оправдать детективную линию, и заставляющий задуматься психологизм. Не знаю, насколько это возможно и каково в реальности, жить столько лет, забыв большой пласт из жизни… но находки детектива мало что прибавили к той Мэри, которую знал и ценил супруг.
На мой взгляд, достойный рассказ.
Интересно, насколько бы вы его оценили? Насколько я помню, мини-рассказ Вулф вам не очень понравился)

+1 28.08.22

Согласна с вами, что есть некоторая притянутость за уши ради интриги и психологизма. Нельзя сказать, что такого не могло быть, но и за большую жизненную правду выдать тоже нельзя. То, что она в 14 лет в те времена могла действительно быть невежественной по теме, можно представить, но все равно могла задуматься во время действий...

Необычно, это понятно.

Дафна хорошо бывает интригу закручивает, но да, на любителя.

Да и я, может , в целом не сильно к худож.прозе сейчас расположена, так что без особых впечатлений.  Истории с такими финалами/завязками всегда тяжело читать.

+1 29.08.22
Дафна хорошо бывает интригу закручивает, но да, на любителя.

Мне кажется, она любит приготовить такой винегрет из мистики, психологизма и неожиданных поворотов сюжета) Но да, хорошо, когда это под настроение)



Да и я, может , в целом не сильно к худож.прозе сейчас расположена, так что без особых впечатлений

Понимаю. Когда не тянет на худож. прозу, то, наверное, нужно что-то сильно цепляющее, чтобы остались запоминающиеся впечатления.



Истории с такими финалами/завязками всегда тяжело читать.

Да, печальная история, с какой стороны на неё ни посмотри.

+1 29.08.22

Мне кажется, верное слово "винегрет" и из-за винегрета не веришь ей. Погружения нет. Читаешь, потому что интересно и хочется узнать что и как, но магия потеряна :)

+1 29.08.22
Читаешь, потому что интересно и хочется узнать что и как, но магия потеряна :)

Именно так у меня вышло с её историей "Доля секунды". Написано увлекательно, но дочитала и такое ощущение, что отправилась в мини-путешествие, но так и не доехала до места назначения, и даже из машины не вышла))

+1 11.09.22

Поняла, что это произведение тоже Дафны:)

Я у нее немного чего читала, больше даже смотрела экранизаций, и создается впечатление чего-то неживого. В том числе и в фильмах. Истории сами по себе интересные и не фантастические, но холодные....

+1 12.09.22

Да, произведение Дафны))
Я у неё читала только несколько произведений, что-то понравилось, что-то нет.
Действительно, есть какой-то холод в её историях.
Из фильмов, кажется, смотрела только экранизации "Ребекки" - классическую Хичкока и британскую версию.
Думаю как-нибудь посмотреть "Птиц" Хичкока. Недавно прочла рассказ, но, как я поняла, фильм весьма далёк от книжной истории)

+1 13.09.22

"Птицы" визуально красивый фильм на мой взгляд и тоже холодный. Хичкок верно подобрал себе автора для экранизаций. Они в этой холодности схожи :)

+1 13.09.22