Больше рецензий

26 августа 2022 г. 19:18

329

5

- If you were to talk directly to the kids at Columbine and the people at that community, what would you say to them if they were here right now?
- I wouldn't say a single word to them. I would listen to what they have to say. And that's what no one did.

Начну из середины для разнообразия. Давненько не цитировала Мэнсона, но это не значит, что я его забыла или стала меньше любить. А тут нельзя было пройти мимо. Книга,  где главный герой - подросток, расстрелявший одноклассников и учительницу.

Немного предыстории. Школа «Колумбайн» в штате Колорадо, США, стала печально известна тем, что 20 апреля 1999 года два её выпускника Эрик Харрис и Дилан Клиболд устроили теракт, ставший одним из наиболее крупных массовых убийств в учебных заведениях США.

Как читал один небезызвестный персонаж, "если травля приводит школы к трагедиям
/по ТВ обвиняют рэп, аниме, свободные медиа". Ну и таких персонажей, как Мэрилин Мэнсон, конечно. А кого же ещё?

Резонанс был настолько велик, что ММ пришлось отменить оставшиеся концерты тура и спрятаться подальше, поскольку он начал получать угрозы физической расправы. Лишь через пару лет Майкл Мур снял документальный фильм, в котором попытался разобраться в истинных причинах трагедии. Отрывок из интервью Мэнсона для фильма открывает этот пост.

На протяжении всего романа Лайонел Шрайвер "Цена нелюбви" (в оригинале и, кажется, в другом переводе - "Нам нужно поговорить о Кевине", а экранизацию у нас перевели как "Что-то не так с Кевином") я не могла мысленно не обращаться к этому интервью.

Роман написан в форме писем главной героини, Евы Качадурян, матери Кевина, к мужу. Почти с самого начала мы узнаем о "четверге", дне, когда случилось непоправимое. Кстати, автор поместила это событие всего лишь за пару недель до Колумбайн.

Ева - успешная бизнесвумен, владелица компании, издающей путеводители. Её жизнь до рождения ребёнка была насыщенной и счастливой: не осталось, кажется, ни одной, страны в мире, где бы она не побывала. Обожаемый муж, рекламный фотограф, ждал её дома, и всё, казалось бы, было лучше некуда, но куда же без "но"...

Ева чувствует пресыщение, ей скучно. Жажда необычных впечатлений приводит её к "неожиданному" решению - родить ребёнка. Подкупающая своей новизной идея немного омрачается тем, что Еве уже 37, и она вообще-то всю жизнь отчаянно не хотела детей.

Как сменилась парадигма, я не очень уловила, мне показалось, это было крайне сиюминутное и спонтанное решение, но Ева всё делает очень решительно.

Ещё в процессе беременности она начинает понимать, что всё идёт не так - её тело ей больше не принадлежит. Муж как по волшебству превращается в безумного папочку и обращается с ней, как с сейфом, хранящим бесценное сокровище.

К моменту рождения Кевина Ева уже почти ненавидит его, и не обнаруживает в себе предписанной новоиспечённой мамочке нежности и любви. Тут начинается великое противостояние...

Честно говоря, читала я по больше части вот с таким лицом %), потому что в представлении Евы младенец выглядит просто ремейком "Омена"

Муж же, ослеплённый отцовской любовью, отказывается замечать, что с Кевином что-то не то....

Наверное уже ни для кого не секрет, что "всё из семьи", и тут мы ясно видим, что для начала что-то не так с мамочкой. Она на редкость эгоистична, самодовольная, высокомерна (Кевин ещё выведет её на чистую воду, когда подрастёт). Её тоже сложно винить в неадекватном взгляде на мир - её собственная мать уже много лет не выходит из дома, намертво отгородившись от мира, и особо близких отношений у них не было никогда.

Ева раздираема противоречием, в которое сама себя загнала: она родила ребёнка ради свежего экспириенса, этот экспириенс ей не понравился, а вернуть товар нельзя. Не знаю, насколько её можно считать надёжным рассказчиком, но из всех возможных вариантов предысторий школьных терактов её версия звучит наименее реалистично.

Поэтому, привлекая внимание к проблеме (целому комплексу проблем), автор не помогает особо понять их причин.

Помимо собственной "несвободы" её также дестабилизирует неясная национальная идентичность. Имея армянские корни, пересаженная на американскую почву, Ева никак не может почувствовать, какому месту она принадлежит. Её многое раздражает в Америке.

И тут, читая её рассуждения об американском обществе, я открываю рот, потому что сначала она долго рассуждает в таком ключе:

В стране, которая не видит различий между славой и дурной славой, последнее гораздо доступнее. В результате я нынче удивляюсь не частоте публичных буйств с автоматическим оружием, а тому, что не каждый честолюбивый гражданин Америки забрался на крышу торгового центра с заряженной винтовкой. (с)

... то есть полностью повторяет всё, что транслирует Мэнсон всем своим творчеством, и я мысленно аплодирую... А потом вдруг "Уэрст был фанатом гермафродитной иконы хеви-метал Мэрилина Мэнсона. Скачущий по сцене вокалист с дико подведенными глазами, всего лишь пытающийся честно заработать на дурном подростковом вкусе, неоднократно высмеивался в средствах массовой информации".

То есть последние сомнения в адекватности персонажа отпадают. Сама авторка тот ещё кадр. Из тех, что зовутся "поперечными". Начав с того, что в 15 лет сменила приличное (но, видимо, скучное) имя Маргарет Энн на мужское Лайонел, дама продолжает всю жизнь выступать против всего на свете.

Как и её героиню, Шрайвер мотает по свету. Насколько я поняла, детей у неё нет, и кто знает, сколько себя самой она вложила в Еву.

Ладно, Мэнсон это мой личный триггер, бог с ним. На самом деле роман хорош, и имеет дело не только с массовыми убийствами в школах но и с целым комплексом семейных вопросов. Эту книгу можно обсуждать бесконечно, и если кто-то дочитал до этого места, - ребята, вы герои!

P. S. А ведь Евина мечта об абсолютно новых ощущениях-таки исполнилась...