Больше рецензий

29 августа 2022 г. 15:11

52

4

Максим Горький «На дне».
Потихоньку перечитываю произведениях школьной программы. Интересно посмотреть, как с возрастом меняется восприятие. Когда я училась в школе, Горького мы проходили довольно быстро. Всё свелось к доскональному изучению «Старухи Изергиль» (каюсь, это произведение я называла «Старуха Извергиль») и «Песни Буревестника». «На дне» проходили факультативно. Я не читала, так как это было необязательно. Причина была не в лени. Я была уверена, что самое интересное у Горького мы прошли (я имею ввиду его автобиографическую трилогию «Детство», «В людях», «Мои университеты»), а после «Буревестника» (мы ещё это наизусть учили) Горький попал в разряд «ну не могу его читать».
А сейчас я поменяла свою точку зрения. Может даже и «Старуху Изергиль» перечитаю («Буревестника» скорее нет, чем да). Действительно, великий писатель. Хотя сам Горький считал, что пьесы - это не его, «На дне» мне понравилась. Здесь поднимаются такие философские вопросы, о которых в повседневной жизни не задумываешься.
Сразу выделю. Это мои мысли вслух. Они не совпадают с общепринятым школьным анализом. С детства такая. В школе с пеной у рта доказывала, что прелюбодейка Анна Каренина не может быть героиней, что Наташа Ростова не может быть объектом для подражания, и что её любовь к Болконскому, совсем не любовь. За это получала от преподавателя. Кстати, тут я ей очень благодарна. Уже будучи самой учителем я с уважением относилась к детям, чьи взгляды на художественное произведение отличались от большинства.
Отвлеклась.
Действие происходит в ночлежке. Грязный подвал. Сразу на ум приходит Владимир Яковлевич Пропп. С его точки зрения подвал - граница между миром живых и мёртвых. И живущих героев трудно назвать живыми, но они ещё пока не мёртвые.
Теперь присмотримся к жителям. Работающих людей здесь практически нет (Квашня, Клещ не в счёт). Сатин, обиженный на весь мир за несправедливое осуждение, становится шулером. Барон может только разглагольствовать о прошлой жизни. Чем зарабатывает Настя, мы только можем догадываться. Актёр (не просто так Горький не дал ему имя) только ноет, что его организм отравлен алкоголем, и тоже ничего не делает. В школе нам говорили, что это несчастные люди, которые не смогли себя найти. Да, не смогли, но они и не очень старались. Я вспоминаю лихие 90-е, когда кандидаты наук шли торговать на рынок, да и сейчас, именно сегодня, армия безработных первоклассных лётчиков устраиваются водителями такси и т.п. Пропадают только те, кто не хочет ничего менять. Ему лучше пропасть, чем что-то сделать. Актёр - прекрасный тому пример.
И вот появляется Лука. В школе говорили, что Горький называет своего персонажа Лукой непросто так, что он лукавый, что он больше вредит, чем помогает. А вот у меня другая точка зрения. Начнём хотя бы со значения имени «Лука». В переводе с латинского означает «свет», «светоносный». Одного из апостолов звали Лукой. В этой пьесе Лука своего рода апостол. Он всем дарит веру, надежду и утешение. Анна умирает с надеждой, что все её муки останутся здесь, Актёр верит, что его вылечат, у Васьки Пепла всё получится с Натальей. Лука всем дал успокоение, кто в нём нуждался. С его появлением появляется свет, а после убийства хозяина ночлежки Костылева, когда темнота побеждает свет, Лука исчезает.
В школе нам говорили, что речь Сатина в конце - речь самого Горького. Что в этой реплике происходит разоблачение Луки. Приведу цитату: «Когда я пьян… мне все нравится. Н‑да… Он – молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен!.. Человек – вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы… Всё – в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я – арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек – выше! Человек – выше сытости!..»
Что я вижу в этой реплике? Сатин считает, что правда должна быть выше веры. Чем закончилась правда для Актёра? Нужна ли такая правда? Сатин считает, что жалость - унижает человека. Но всегда ли жалость унизительна для человека? В детстве я часто слышала от папы стихотворение Ирины Снеговой «Любовь».

У нас говорят, что, мол, любит и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет…
А, помню, старуха соседка короче,
Как встарь в деревнях, говорила: жалеет.

И часто, платок затянувши потуже
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника-мужа,
Как век он не мог на неё насмотреться.

— Поедет он смолоду, помнится, в город,
Глядишь — уж летит, да с каким полушалком,
А спросишь, чего, мол, управился скоро?
Не скажет… Но знаю: меня ему жалко…

Зимой мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица,
Он встанет, поправит на мне одеяло.
Да так, что не скрипнет под ним половица.

И сядет к огню в уголке своём тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек…
Дай бог ему отдыха в царстве небесном! —
И тихо вздыхала: — Жалел меня очень.

В ту пору всё это смешным мне казалось,
Казалось, любовь чем сильнее, тем злее,
Трагедии, бури… Какая там жалость!
Но юность ушла. Что нам ссориться с нею?

Недавно, больная, бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой — тревога в нём стыла.
И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, —
Как верно она про любовь говорила!

Такая жалость разве может унизить человека? Теперь по поводу знаменитой фразы «Это звучит… гордо! Че-ло-век!». Сам Христос называл себя Человеком. Но каждого ли человека можно назвать человеком, чтобы это звучало гордо? Не человек ли развязывает войны, разрушает то, что его окружает и т.п. В моём понимании человек звучит гордо только тогда, когда он соответствует тому замыслу, ради которого он был сотворён.

Сатин выбирает дно. Ему нравится его жизнь. Можно ли его назвать человеком? Неспроста ночлежка находится в подвале. Это своего рода ад. И в ад попадают вне зависимости от сословия.

Как я рада, что решила прочитать эту пьесу. Ещё один писатель, которого я заново для себя открыла.