Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 сентября 2013 г. 20:33

1K

4

Неоднозначная книга, в которой очень много всего не так. Например, с самого начала бросается в глаза неестественность языка героев, особенно когда дело доходит до обсуждения научных теорий. Люди так просто не говорят, даже если они юные вундеркинды. Я, разумеется, не претендую судить о достоверности и правдоподобности идей, которые автор вкладывает в уста Никки, но кое-что кажется мне, мягко говоря, сомнительным. Опять же, сама Никки, хоть и подаётся как гений исторического масштаба, сравнимый с Ньютоном и Эйнштейном, уж слишком идеальна. Для человека, выросшего в полной изоляции и вынужденного ежеминутно бороться за выживание, у неё потрясающие навыки социализации, устойчивость психики, уровень эрудиции, развитие механизмов мышления. Напрашивается мысль, что хитрый искин нарочно вырастил из подходящего биоматериала мессию, призванного нести его, искина, идеи в мир "кожаных пузырей с биораствором". Это вообще здорово объясняет физические данные героини, мало сопоставимые с образом хрупкой девушки-подростка. Когда в критический момент управление твоей нервной системой перехватывает суперкомпьютер, можно уделать хоть самого Нео, это да. Даже странно, что в мире, где искины уровня Робби воспринимаются как данность, так и не случилось восстания машин или на худой конец спецназовцев - модификантов, навроде тех, что дрались с симмонсовским Шрайком. Никки в потенциале способна уклоняться от пуль, игнорировать любые нелетальные повреждения, усваивать нервно-паралитические яды и уметь ещё многое другое. Но даже и так, признавая заслуги Робби, героиня слишком совершенна. Это коробит, и не потому, что Никки молода. Старина Гарри тупил, лажал, терял друзей и неоднократно был бит, за что и стал кумиром миллионов подростков. А Никки юный бог, что, кстати, играет злую шутку с главной задумкой автора, до которой я как раз добрался.

Мне цель Ника видится так: написать, значит, книгу, которая бы пропагандировала среди подростков идеалы интеллекта, дружбы, взаимопомощи и прочего в этом духе. Аппеляция к книгам Роулинг в этом смысле простительна и даже желательна, ни разу во время чтения я не подумал о Нике как о плагиаторе. Вот только меня несколько смущает то, как автор раскрывает эту свою идею в тексте.

Во-первых, Никки бог. Вспомните, ведь Гарри не был ни гением в учёбе, ни боевым магом экстракласса, ни даже великим игроком в квиддич. Всегда был кто-то лучше героя - Гермиона, Дамблдор, няшка Крам. А Поттер в крови и поте тащил исключительно на морально-волевых, на готовности умереть, но не сдаться, умереть, но не оставить умирать друга вместо себя. Я вовсе не говорю, что Никки бросила бы кого-то из друзей, нет-нет. Просто равняться на Поттера просто, он простой парень, просто честный и прямой. Никки гений, а гением нужно родиться.

Во-вторых, наивный эскапизм, с которым автор противопоставляет интеллект богатству и внешности. Особенно опасно последнее, книга, особенно так искренне и трогательно написанная, способна внушить восприимчивому юному созданию множество опасных предрассудков, которые потом будут, натурально, мешать жить. Я доподлинно знаю, о чём говорю, я в детстве читал подобные книжки запоем и потом долго не мог понять, отчего же никому не интересен мой внутренний мир.

В-третьих, научные концепции. Их бы не мешало с одной стороны попроще чисто в изложении, а с другой - без претензии на новые механизмы бытия. Мимоходом отмечу, что искин Вольдемар, верифицирующий теории Никки, это вообще нечто. Он и Робби на фоне технологий мира астровитянки выделяются так же, как выделялся бы, скажем, айфон у Наташи Ростовой.

В-четвёртых, и в главных - отношения героини и её бойфренда. Складывается впечатление, что Ник так и не решил, детскую он книгу пишет или всё же нет, и подвесил весь эмоциональный план текста где-то посередине. Здесь же всплывает неопределённость возраста героев. В самом начале героиня воспринимается девочкой лет тринадцати, но уже в колледже это юная девушка, потому как поведение и её, и её сокурсников того же возраста - это поведение подростков, у которых гормоны бурлят. И всё бы ничего, но меня наповал сразила сцена с купанием у озера. Парень с девушкой купаются, значит, обнажённые-ночью-одни, что русским по белому автором подчёркивается, смотрят на звёзды, целуются, обнимаются, клянутся в вечной любви. И всё. Секс где, я спрашиваю?! Ник, вы уж как говорится или трусы снимите, или крестик наденьте. Они у вас что, асексуалы какие-то что ли? И смущает меня ещё инвертированность гендерных ролей в их отношениях, но это уже мужской шовинизм, поэтому промолчу.

Перетягивает все эти маленькие и не очень маленькие недостатки всего одно, но определяющее достоинство. Ник верит в то, о чём пишет. И вот история, малоправдоподобная по фактам, характерам и развитию отношений внезапно становится настолько искренней и правдивой, что аж сердце щемит и хочется вернуться ненадолго в те времена, когда я тоже верил в превосходство интеллекта и богатый внутренний мир. Любопытно ещё посмотреть на распределение оценок книге. Молодые ребята - целевая аудитория Ника - ставят почти сплошь высшие баллы, читатели чуть постарше, в особенности женского полу - оценки положительные, но с рядом оговорок. Взрослые же дяденьки и тётеньки с презрительной миной рисуют единички и двоечки. В целом всё верно, так и должно быть, хотя я даже не знаю, хорошо ли то, что 22-летнему мне книга скорее понравилась. Уже читаю продолжение.

Флэшмоб 2013, 27/54
Именной совет от migla_elina

рецензия на фантлабе

Комментарии


Парень с девушкой купаются, значит, обнажённые-ночью-одни, что русским по белому автором подчёркивается, смотрят на звёзды, целуются, обнимаются, клянутся в вечной любви. И всё. Секс где, я спрашиваю?!


Моя подруга именует это просто: "ФАНСЕРВИС!" xD


А вот может быть, книжка же подростковая))


Это же анти-фанфик на Поттера, поэтому все что у Потного есть должно здесь отсутствовать и наоборот (типа наука вместо магии).
Претензия же к книгам "люди так не говорят" меня всегда умиляет. Никто и никогда не говорил исключительно онегинской строфой или философическими монологами в стиле князя Мышкина, не жил в хронической истерике, как герои Чарской, да и в способности ближних тупить, как персы Донцовой я сильно сомневаюсь.
Лит.герои хороши не правдой жизни, а целостностью художественного мира, который выстроил вокруг них автор. Если такая целостность есть, то некоторой части читателей мир кажется настоящим.


Претензия «люди так не говорят» выдвигается не тогда, когда персонажи говорят иначе, чем читатель, а тогда, когда они не могут так говорить даже с учетом контекста, в котором находятся.


"когда они не могут так говорить даже с учетом контекста, в котором находятся" - это все равно что выдвигать "претензию" к картине например Дали "солнце так не светит, а часы так не текут".
Какая может быть "претензия" к арт-объекту? Лично вам по каким-то причинам не понравилось то и это, другому - другое. Чистая вкусовщина.


Выражаясь вашими же словами, литературные герои хороши целостностью художественного мира, а претензия «люди так не говорят» — это как раз тогда, когда герои сами же эту целостность и нарушают.


Претензия же к книгам "люди так не говорят" меня всегда умиляет.


Просто есть авторы, которые умеют писать диалоги, а есть - которые не умеют или делают это плохо. В последнем случае целостность художественного мира, о которой вы говорите, как раз нарушается. Правда жизни тут ни при чем.

Я характеристику "люди так не говорят" понимаю именно в данном ключе. И это, кстати, вообще хороший показатель уровня текста, на мой взгляд.


Вспоминая размышления старины Колина Уилсона об идеальном романе, мы тут можем предположить, что в главной героине автор выписал идеального себя, каким хотел бы быть. Отвёл глаза наивным читателям сменой гендера и возраста, чуток изменил имя, et voilà — mission complete.


По-моему, автор слишком уж много заимствовал из Гарри Поттера.


Кратко, вы невнимательно прочитали Робби уникальный комп. Аналогов ему как не было, так и нет


Спасибо за интересную рецензию! Elessar , Вы писали, что прочитали в 22 года. Я прочитала в 26 и мне тоже весьма понравилась данная книга)