Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

18 сентября 2022 г. 04:32

1K

1.5 Не лью слёз

Этот роман писала Мария Ремарк. Иначе не объяснишь почему он такой "женский": слащавый, мелодраматический, пафосный. Марии было 22 года, и это была первая её книга. Чего ещё ждать от молодой писательницы? Эрих был ещё только на подходе.

То, что автор "женщина", ещё не делает роман успешным среди женщин-читательниц. До меня книгу прочитала моя девушка (бывшая; ох), и ей не понравилось.
Вероятно, дело даже не в стиле или в деталях, а в самом посыле. Их Приют Грёз (Traumbude) - дом, где они собираются, - это место из какой-то Traum, т.е. мечты, но не реальности. В их "кружке" царит покой, взаимопонимание; они беседуют на возвышенные темы, читают стихи, поют, исполняют музыку; там уют, красота, цветы, лоно природы, там помогают и любят друг друга. Там, если изменишь со знаменитой певицей, то обязательно простят. Там полубог-хозяин, который утешит и приголубит. Идиллия. Фальшь.

Возьмём как пример портрет умершей возлюбленной Луизы, хранящийся у фрица Фрица. Нам тычут им в глаза, из которых пытаются выжать слезу сочувствия, и это было бы трогательно, если бы не было столь навязчиво.

Наличие в сюжете мёртвой женщины - единственное, что хоть как-то заставило меня призадуматься над этой книгой. Остальное - сплошь розовая сказка из той секции книжного магазина, куда я даже не захожу. Их (мертвечих) у писателя/-льницы в разных романах столько, что скоро не хватит пальцев для пересчёта. Почему для Ремарка хорошая женщина - мёртвая женщина?
Мы примерно представляем себе, кто такая тургеневская девушка. А ремарковская женщина? Она может быть и молода по годам, но по поведению героини Ремарка всегда женщины - много повидали, не наивны, за словом в карман не лезут. Они загадочны. Их истинные мотивы понять сложно: они все хотят любви, но в разном преломлении. Вероятно, многие из них служат Ремарку как призма - через отношения с женщиной, разговоры с ней раскрываются мужские персонажи, преломляются их характеры. С такой женщиной очень интересно, но можно ли с такой жить? Ведь жить надо с человеком, а не с оптическим прибором. Возможно, именно поэтому писатель и "убивает" своих героинь (1).
Кроме того, смерть героини добавляет любви 100 баллов за трагичность. За сожаления об упущенных времени и возможностях. Короче, это просто мелодраматический ход (2).
Многим знаком термин "потерянное поколение". Обычно его применяют к мужчинам, после войны (будь то но фронте, будь то в тылу) потерявшим смысл в жизни и теряющимся в ней. Вот и некоторые женщины у Ремарка тоже не могут никуда приткнуться, они расплывчаты. А раз у них нет вектора, то их броуновское движение почему бы не привести к гибели, как символ бессмысленности их бытия (3).

Основ ни для одного из трёх размышлизмов в "Приюте Грёз" нет, их я принёс с собой. В романе вообще почти ничего нет. Проба пера.

Комментарии


Да, женские образы и вправду у Ремарка выходят своеобразные. Они напоминают своим мельтешением по части поступков и проявлению эмоций, чувств, героинь русской классики) И по факту их одолевают болезни (у кого-то туберкулез, у героини из "Черного обелиска" вроде шизофрения), и в голове у них туман, полная неразбериха. Отсюда и странное, ветряное поведение. Женские персонажи, например, из "Игрока" и "Идиота" Достоевского, такие же мутные, темные лошадки.

Оказывается, скоро выходит новая экранизация романа "На западном фронте без перемен". Планируете ее посмотреть? Кстати, хороший повод перечитать сам роман)


Какие странные совпадения случаются на свете! Вы спросили про "На западном фронте без перемен", и тут в стране грянула мобилизация. Т.е. для многих ребят фронт случится уже скоро, и не в книгах, а в реальности.
Меня пока не забрали, но был близок. Так что вскоре, возможно, перестану быть вашим собеседником и пойду смотреть "кино" в настоящие окопы.
Так что, в свете последних событий кино такой тематики смотреть неохота.


Ремарк мужчина

У нас в институте культуры всегда спрашивали , читали ли мы роман Марии Ремарк "Три товарища"?


А про "Собачьи яйца" Булгакова не спрашивали? Или про "Шанель" Гоголя?


Кто ж Булгакова в 1975 году знал?
Он училище то только в 1976 закончил.))

А про "Шанель" честно бы ответил, что не знаю. Гоголь довольно много о всякой  нечисти писал.))


Каждому своё. Я вот считаю, что "Приют грёз" для дебютного произведения совсем ещё юного автора не так уж плох. А на фоне "перлов" всяких Шиловых и иже с ними это и вовсе шедевр. Всё познаётся в сравнении!


Вот именно: в сравнении! В сравнении с другими его романами, "Приют грёз" у Ремарка это тот самый первый блин. Ремарк расписывал ручку, и вдруг получилась эта книга.