Больше рецензий

24 сентября 2022 г. 20:38

355

5 Если прочитать во взрослом возрасте.

Все мы помним, что конец 19 - начало 20 веков являлись бумом интереса к естественным наукам. Соответственно, те обращения к зоологии, географии, анатомии, которые мы находим в "Затерянном мире" для 1912 года (выхода романа) - это приблизительно тоже самое, что сейчас космическая фантастика, где действие подкрепляется существующими современными гипотезами в области физики, компьютерных технологий и, например, социологии. Дойль обращает внимание своих читателей на ряд существенных для той эпохи проблем, как бы приглашая поразмышлять над ними и подискутировать.
В тоже время харАктерная часть, посвященная взаимоотношениям героев, порой настолько прозрачно объясняется самим автором прямо на страницах произведения, что немного отдает методичкой школьного преподавателя литературы.
Конечно, обладая недюжинными познаниями в самых передовых для того времени концепциях и научных идеях, о которых он смело рассуждает на страницах книги, Конан Дойль не мог не иметь своего мнения и об одном из фаворитов британского журнального дискурса - о правах женщин, готовности соотечественников предоставить им вещные и избирательные права и пр. Также имеем ввиду страсть сэра Артура к своей второй супруге, Джин Леки, которая нрав имела самый прогрессивный и в пасссионарности, как бы мы сейчас выразились, ничем мужу не уступала. Поэтому я не полностью соглашусь с мыслью Натальи Мазур, выполнившей совершенно блестящее культурологическое исследование для Arzamas о том, что Затерянный мир написан не для женщин. К.Дойль нуждался в средствах на протяжении практически всей своей жизни. И писательская карьера была для него отнюдь не просто увлечением, он зарабатывал ею. Он просто был вынужден развлекать пубику и писать востребованно и в русле официально принятой публичной точки зрения.
У Дойля своеобразный юмор, и порой можно только догадываться, что он имел ввиду. Писатель быстро показывает, какое место занимают женщины в Англии начала XX века. И это та еще карикатура на современное ему общество. Английских дам, в лице жены профессора Челенджера, буквально ставят на пьедестал, настолько неудобный, что на нем невозможно пошевелиться и можно только умолять о спасении своего супруга. А высота пьедестала по словам Дойля, ни много ни мало, семь футов (2,1м), что вызывает вопросы о том, кого здесь автор троллит, ибо попробуйте, будучи низкорослым как Челленджер, поставить одним махом взрослую женщину на постамент такой высоты, и ни себя, ни ее не покалечить при этом.
При чем супруга по зрелом рассуждении очевидно мужа выбирала не сама, судя по разнице в возрасте и совершенно несносному его характеру. А спасать ее тоже никто не будет, когда период первых лет очарования пройдет и вся сила его "горячего характера", как он сам выражается, падет на голову и его жены, как это регулярно происходит с другими невинными жертвами, чем мужчину даже околоточный полисмен не устает попрекать. Не будет никто спасать - это от того, что когда молодую девушку отдают за богатого самодура, то тем кто это сделал, просто выгодно пользоваться полученными за чужой счет благами, и они с готовностью закроют глаза на любой "горячий характер". И к тому же помним, в Британии того времени ни насилие в браке, ни, например, измены мужа не являлись веским основанием для развода. А вот про развод-то как раз интересно. Жена Челленджера явно и открыто тому об этом заявляет, да еще в присутствии незнакомца. А ведь развод в викторианской Англии и эпохе начала XX века, которая пока еще не далеко от ушла от нравов времен королевы Виктории, являлся делом редким, сложным и приносящим именно женщинам огромное количество проблем. На что это такое намекал К.Дойль. Кажется, на свое понимание ситуации. И делал этот намек он именно для женщин. Хотя казалось бы, роман написан "не для них". Но мы знаем эту хитрую игру под названием "не спрашивай - не говори".
И даже подумалось, не отсюда ли черпали вдохновение создатели одной из серий сериала Roar "Пронзительно громко" от Apple TV 2022г.
Герои произведения - сплошь бравые мужчины. Например Дойль выдает нам совершенно беспримерное описание лорда Джона Рокстона. И я могла бы здесь остросовременно пошутить об интересных намерениях автора описывать "бархатные манеры" (досл.) Рокстона и посвящение романа молодым мужчинам и юношеству в эпиграфе. Но не буду. А только замечу, что абсолютно очевидно, что подобный человек, как лорд Джон, являлся любимцем именно женщин, и именно для них такое описание введено в текст.
Книга выглядит захватывающей и по сей день. К.Дойль - мастер приключенческого саспенса. Хотя по ходу действия возникают сомнения не только в адекватности примененных страшилок по поводу, например, индейцев (рефрен "убьем если поймаем" и т.п.), но и насчет поведения неизвестных биологических видов. Что напомнило скорее повествование какого-нибудь Дина Кунца, где героям угрожает нечто непонятное и мистическое.
Обилие мелодраматического нагнетания в книге в стиле "ух, что щас страшное будет вы не поверите" наводит на мысли о бесхитростности публики вековой давности. В наше-то время люди уже начитались всевозможных триллеров и удивить читателя сейчас надо постараться. В том числе поэтому, видимо, Затерянный Мир и относят скорее к литературе для детей. И да, динозавры в книге будут. Хотя изначально я ожидала, что немного в другой форме.
Поскольку ныне с путешествиями по миру возникает много сложностей, а ветер странствий и приключений многих по-прежнему манит, то рекомендовать эту книгу однозначно стоит.