Больше рецензий

9 октября 2022 г. 23:32

86

5 Виктор Гюго. Обзор на "Отверженных" и личное впечатление от книги

«Учите невежественных людей всему, чему только можете; общество виновно в том, что не дает бесплатного обучения; оно ответственно за темноту, которую насаждает. Когда душа исполнена мрака, в ней зреет грех. Виновен не тот, кто грешит, а тот, кто создает мрак».

Жанр: роман-эпопея

Объем: 1500 страниц

Оценка: 5\5

О чем?

В книге рассказывается об отвергнутых обществом людях — беглом каторжнике Жане Вальжане, который становится ключевой фигурой романа, о Козетте, оставшейся без матери на попечении мерзких людей, о Гавроше и Мариусе. Все они пройдут тяжелый путь, столкнутся с несправедливостью, ненавистью, непониманием. Но обретут нечто большее. Повествование сопровождается историческими вкраплениями, описаниями главных французских событий 18-19 веков, рассуждениями автора о необходимости Французской революции, описаниями улиц Парижа.

картинка Narykova

Впечатления:

Роман-эпопея «Отверженные» создавался на протяжении 30 лет под авторством Виктора Гюго, французского классика, писателя, сенатора Франции от департамента Сена. Произведение состоит из 2-х томов. Режиссеры экранизировали 10 фильмов по «Отверженным». Какое великолепное наследие оставил французский романист.

Я всецело подарила свое сердце Виктору Гюго. Его произведения несут в себе такой громадный смысл, что иногда не понимаешь, откуда в человеке столько неравнодушия, добродетели, возвышенности и таланта к выражению мысли. «Отверженные» учат нас проявлению доброты, любви, утешения к тем, кто не смог попасть в силу разных обстоятельств на вершину жизни. А если и смог, то быстро это потерял. В одном романе сосредоточено столько размышлений о политике, философии, природе, семейной жизни, социальной несправедливости, любви, законах, войне.

Героям сопереживаешь, волнуешься об их участи. Жан Вальжан — мой любимый персонаж. Его нравственное изменение потрясает, вдохновляет. Кем он был? Каторжником. А кем стал? Всем. Он не был лишен решимости, храбрости, ответственности. Он взял малютку Козетту под свое крыло, при этом скрываясь от своего главного врага — полицейского Жавера. Жана Вальжана приговорили к каторге за кражу. Никто и не стал разбираться в причинах воровства ( воровства хлеба). Молодому Жану надо было лишь спасти детей своей сестры от смертельного голода. Но кому какое дело? Этим вопросом задается автор и не скупится на осуждение:



«Не сглаживается ли чрезмерностью наказания совершенный проступок, и не меняет ли этот перевес всего положения вещей, на место вины осужденного подставляя вину карающей власти, превращая виновного в жертву, должника в кредитора и привлекая закон на сторону того, кто его нарушил? И, наконец, не является ли это наказание, отягченное последовательными увеличениями срока за неоднократные попытки убежать, своего рода покушением сильного на слабого, преступлением общества по отношению к личности – преступлением, повторяющимся каждый день, преступлением, длящимся девятнадцать лет?»

Отношения Жана Вальжана с Козеттой, как отца с дочерью (неродного, конечно), заставляли трепетать и умиляться. Казалось, они встретились, когда оба были почти морально уничтожены. Однако в друг друге герои нашли смысл жизни и путь, куда стоит двигаться. Конец произведения заставил опечалиться, хотя это было ожидаемо. Это не плохо, но грустно

Про Мариуса скажу, что персонаж также прошел довольно тяжелый путь. Он имел несхожую политическую позицию с дедом, за что оказался на улице (буквально). Жизнь в нищите изменила его, однако встреча с Козеттой вернула к жизни, к новой цели:



«Любовь почти целиком заступает место мысли. Любовь - пламенное забвение всего остального. Потребуйте-ка логики у страсти! В человеческом сердце так же трудно обнаружить безупречную логическую связь, как совершенную геометрическую фигуру в небесном механизме. Для Козетты и Мариуса не существовало ничего, кроме Мариуса и Козетты. Весь мир вокруг них рухнул в пустоту. Они жили золотым мгновением. Не было ничего впереди, ничего позади. Мариус с трудом представлял себе, что у Козетты есть отец. Память его затмилась, что свойственно ослеплению. О чем же разговаривали влюбленные? Мы уже знаем: о цветах, о ласточках, о солнечном закате, о восходящей луне, о всяких важных вещах. Они сказали друг другу все, за исключением "остального". Для влюбленных "остальное" — ничто.»

Естественно, нельзя не сказать про рассуждения автора о том, нужна ли была Революция во Франции 1789 года? На протяжении книги Виктор Гюго анализирует прошедшие исторические события, разбирает последствия и то, как это повлияло на людей той эпохи. Вот, как один из примеров:



«Чего хотели эти озлобленные люди, которые в дни созидающего революционного хаоса, оборванные, рычащие, свирепые, с дубинами наготове, с поднятыми пиками бросались на старый потрясенный Париж? Они хотели положить конец угнетению, конец тирании, конец войнам; они хотели работы для взрослого, грамоты для ребенка, заботы общества для женщины, свободы, равенства, братства, хлеба для всех, превращения всего мира в рай земной, Прогресса. И доведенные до крайности,
вне себя, страшные, полуголые, с дубинами в руках, с проклятиями на устах, они требовали этого святого, доброго и мирного прогресса. То были дикари, да; но дикари цивилизации.»

Много хочется сказать про роман, но лучше любых слов — самому прочитать произведение Гюго. Советую 1000 и 1 раз. Не пожалеете, но будьте готовы к большому количеству отступлений, описаний и витиеватых предложений.

Можете посмотреть мой видеоотзыв на "Отверженных": https://dzen.ru/video/watch/633de713756739414dbc66ae?t=6

Рецензия на другой роман Гюго - "Человек, который смеется": https://dzen.ru/a/YSdetd3V8ElJuaop?&