Больше рецензий

losharik

Эксперт

по яблочным пирогам

10 ноября 2022 г. 11:55

268

5


Генри Миллер посетил Грецию в очень непростой момент своей жизни. Я совсем не знакома с творчеством этого автора и с его мировоззрением и мне сложно судить, насколько типичны для него те рассуждения, которым он предается на протяжении всей книги. Здесь Генри Миллер предстает человеком, полностью разочаровавшимся в западной цивилизации, как американской, так и европейской. Он считает, что с ростом благосостояния, люди утратили свою истинную сущность. Те материальные блага, которые, казалось бы, должны сделать человека счастливым, на самом деле делают его более несчастным, загоняют в состояние постоянного стресса, заставляют участвовать в бесконечной гонке, цель которой – все новые материальные блага. Еще более усугубила ситуацию начавшаяся Вторая мировая война. Миллер не может примириться с ситуацией, что люди несут друг другу смерть, вместо того, чтобы единым целым, имя которому – жители планеты Земля, заниматься чем-то созидательным, что пойдет на всеобщее благо.
До тех пор пока мы будем отказываться мыслить в категориях мирового блага и мирового достояния, мирового порядка, мы будем убивать и предавать друг друга. Мы можем идти тем же путем, пока мир не рухнет, если желаем его гибели. Ничто не сможет подвигнуть на создание нового и лучшего мира, кроме нашего собственного желания такого мира.

В Греции Генри Миллер увидел идеальное, с его точки зрения, место и без памяти влюбился в нее. Она предстала перед ним чем-то первобытным, невинным и безгрешным. В своем величии Греция казалась огромной, способной поглотить и Америку и Европу. В греках он видел настоящих интернационалистов, людей мира, абсолютно чуждых шовинизму. Миллер считал, что именно с Греции может начаться возрождение человечества, именно здесь может закипеть новая жизнь и вселить надежду в пораженный гнилью современный мир.
— А что заставляет вас так любить Грецию? — поинтересовался кто-то.
Я улыбнулся и ответил: — Ее свет и бедность.
— Вы романтик, — сказали мне.
— Да, — сказал я, — я настолько ненормален, что верю — самый счастливый человек на земле — это тот, у кого минимальные потребности. А еще верю, что если имеешь свет, такой, как здесь у вас, то он уничтожает все безобразное и уродливое. Оказавшись в вашей стране, я понял, что свет свят: Греция для меня — святая страна.

В Грецию Генри Миллер поехал по приглашению Лоренса Даррела и очень быстро подружился с такими известными деятелями греческой культуры как Георгос Сефериадис и Георгос Кацимбалис. В их компании прошла большая часть его путешествия по Греции. Именно Кацимбалиса Миллер называет колоссом Маруссийским, он восторгается этим человеком, его величием и незаурядностью. Кацимбалису посвящены многие страницы книги, но он все же не является ее главным героем. Название романа, это скорее дань уважения этому человеку.

Для всех греков без исключения характерна такая черта – они уже при первом знакомстве распахивают перед тобой все двери и окна своего сердца. Грек не только не откажет в помощи, он просто горит желанием помочь, это его естественное состояние. Это душевное качество греков глубоко потрясло Генри Миллера, живя во многих странах он нигде не встречал ничего подобного. Во время своего путешествия Миллер знакомился с самыми разными людьми и между ними очень быстро складывались отношения давних друзей. Когда читаешь книгу, действительно создается ощущение, что греки – одна большая семья.

Книга Генри Миллера- очень необычный путевой дневник. Он не изучает Грецию, он как пересушенная губка впитывает ее. В этом процессе участвуют все основные органы чувств и еще какое-то особое пространственно-временное чувство, свойственное только Генри Миллеру. Он способен одновременно видеть Грецию в прошлом, настоящем и будущем, в каждом нищем бедняке он в то же время видит греческого бога. Поток мыслей и поток чувств постоянно сменяют друг друга и сложно сказать, чего тут больше. Очень интересным человеком оказался для меня Генри Миллер.

Комментарии


Греки чем-то похожи на нас, тоже как открытые книги распахиваем свои сердца и души и только потом разбирамся, а многие пользуются русской душой.