Больше рецензий

Lorna_d

Эксперт

Эмм... А какой вопрос был?

10 ноября 2022 г. 15:28

2K

4

Книга попала в список моих читательских хотелок почти год назад - когда я знакомилась с азиатской литературой чуть более плотно. Но, познакомившись с некоторыми фактами биографии Осаму Дадзая, не спешила читать роман, считающийся "своеобразной автобиографией писателя". Плюс мой пыл поубавило знакомство с Исповедью маски Юкио Мисимы, параллелей с которой я просто не могла не провести: так же наблюдается явное сходство героя с автором, так же писатель исследует свой загадочный внутренний мир. Отличаются эти исповеди разве что тем, что у Мисимы исповедуется маска, а Дадзай представляет историю некоего Ёдзо, чьи дневники попали к нему в руки практически случайно. И, поскольку роман Мисимы был для меня довольно болезненным опытом, другое подобное знакомство я отложила на потом.
Что ж, я действительно была права, когда решила не перегружать свою психику. «Исповедь» Дадзая производит очень гнетущее впечатление, причём не только из-за собственно подробностей жизни героя. Я так до конца и не смогла понять истоков проблем Ёдзо, даже несмотря на то, что самые показательные моменты этой трагичной жизни описаны автором очень ярко и откровенно.
Но в чем же главная трагедия героя? Сам Ёдзо утверждает, что грех «запятнал его душу… ещё с пелёнок», что он имел «криминальную настроенность», но я почему-то в этом не уверена. Да, случаются люди с неким сдвигом в психике, который делает для них допустимым любые криминальные по общепринятым законам действия. Но Ёдзо если и делает плохо кому-то, то только самому себе. Или в данном случае ситуация корректируется слабым характером героя? Слабым характером и таким душевным устройством, которое не позволяет не только полноценно жить в социуме, но и в ладу с самим собой? Поэтому человек не может найти себе места в обществе, не может постоять за себя, противостоять всему, что представляется ему неправильным или враждебным? В чем проявляется запятнавший душу грех? В вечном паясничаньи и лицемерии, в молчаливом принятии любого случающегося с ним дерьма?
Почему вообще герой пришёл к тому, что такая линия поведения единственно верная для него? Как родители Ёдзо не поняли, что младший ребёнок отличается от других? Или один теряется на фоне многих? Или это тот самый загадочный японский менталитет, когда копаться в чувствах другого человека не считается возможным или нужным? Но поучать же никто не стесняется, так почему не попытаться разобраться в чувствах собственного ребёнка? Насколько вообще нужно быть слепым и равнодушным, чтобы даже не замечать того, что слуги вытворяют с хозяйскими детьми?
Но это все после - сначала все-таки было особенное восприятие окружающего мира героем, которое привело его к тому единственному решению, которое я никак не могу постичь, - стать паяцем, лицемером, всегда и ото всех скрывающим свои настоящие чувства. И это гнетёт меня сильнее всего в этой истории, потому что все, что было после, убивает, но, как это странно ни прозвучит, не удивляет…

Читаем классику вместе - Литературный турнир v.2.0. Тур 3. Дуэль; Покорители вершин