Больше рецензий

HaycockButternuts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и околовсяческих наук

11 ноября 2022 г. 17:13

308

4.5 "Не жалей ты листья, не жалей, А жалей любовь мою и нежность!"

Пожалуй, один из самых диккенсовских романов Уилки Коллинза. Здесь буквально все дышит персонажами сэра Чарльза: Все эти безобразные старики и старухи-пьяницы, бедные сиротки, похищенные дети, оказавшиеся на дне жизни. Ну, и относительно наказанное зло. Имеет ли все вышеперечисленное отношение к жанру детектива, указанному в аннотациях? Да. Если понимать классический английский детектив не от Агаты Кристи, и Конан Дойла, а именно таким, каким он был в середине XIX века. Дело в том, что тогда самого понятия "детектив" не существовало, но существовал так называемый логический, или уголовный рассказ. Отличительными чертами таких произведений были, как указывает нам всеми любимая Википедия, описание процесса исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.
Существуют ли признаки этого постулата в романе Уилки Коллиназа? Безусловно! Проблема состоит в том, что уже в самом начале мы знаем, кто совершает гнусное преступление. В дальнейшем нам только предстоит узнать судьбу его жертвы - крохотной новорожденной девочки, похищенной из родительского дома и канувшей в неизвестность.
Похищенные дети - вообще любимая тема литературы, а потом и кинематографа, всех времен и народов. Литература, как никакой иной вид искусства, более всего обращается к чувствам. А что может более всего эмоционально потрясти читателя, вызвать буквально всплеск его душевных чувств, нежели страдания ребенка и разлученной с ним матери, в течении 16 лет не оставляющей надежды отыскать потерянное дитя? Именно этот сюжет и разворачивает перед нами Уилки Коллинз.
Но давайте не забывать что перед нами литературное полотно второй половины XIX столетия. А это значит, что на волне технического прогресса и промышленной революции в Великобритании резко обостряются социальные противоречия. В Европе уже бродит призрак коммунизма, разбуженный Марксом и Энгельсом. Идеи построения социального государства все глубже проникают в сознание образованных слоев общества. Естественно что Уилки Коллинз, как и его кумир Диккенс, да и многие другие романисты Туманного Альбиона, не мог обойти стороной эту тему. Конечно же Уилки Коллинз не был ни социалистом, ни марксистом. Его воззрения на существующее положение дел в родном отечестве носили скорее философско-религиозную направленность. Путь преобразования общества писатель видел прежде всего в очищении и укреплении морально-нравственных основ. Именно эти идеи провозглашает главный герой романа Амелиус, которого все считают социалистом. Интересно, что в романе Амелиус прибывает в Лондон из Америки, где долгие годы состоял членом некой общины. Хотя Коллинз нигде не упоминает название этой общины, но по некоторым признакам становится понятно, что скорее всего это квакеры, чьим постулатам и убеждениям не был чужд и сам автор.
Романтическая линия романа, на мой взгляд, хотя и является вроде бы как основной, но выписана Коллинзом довольно поверхностно. Отсюда возникает ряд вопросов: отчего Эмма, вроде бы любившая
Фарнеби, раз уж родила от него ребенка, спустя 16 лет столь люто его ненавидит, даже не подозревая о совершенном им злодеями? Что это? Внезапное прозрение? Скорее уж отрезвление от юношеских розовых очков. И здесь более-менее все понятно, хотя наивность зрелой женщины, пусть отчаявшейся и готовой на все, перед очевидными мошенниками, не может не удивлять. Но такое развитие сюжета в викторианском английском романе явление повсеместное. Причем, в женских романах наивны и глуповаты мужчины, а в мужских - женщины. Любовная линия Амелиуса и Регины, увы, не выдерживает никакой критики. Бурный водопад внезапно стихает и меняет русло. При этом о чувствах и переживаниях Регины - далее тишина. Они уже не волнуют писателя, а следовательно не должны тревожить и читателя. У тогдашних британских читателей судьба этой героини не вызывала сомнений. Тем более, что новый жених уже давно маячил на пороге.
Не стану писать здесь обо всех трагических и светлых перипетиях романа. Дума тот, кто захочет прочесть эту книгу, все узнает сам. Мною к прочтению рекомендовано.

Прочитано в мое группы "Читаем классику вместе!"
"Кто? Где? Когда? и почему? "