Больше рецензий

Kristina_Kuk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 ноября 2022 г. 20:02

2K

4.5 Зарисовка из жизни

Быть может, я и пишу лишь ради того, чтобы узнать, совершают ли другие люди подобные поступки, испытывают ли схожие чувства, и если да, чтобы они их не стыдились.

Первая мысль после того, как я дочитала этот небольшой рассказ Анни Эрно, была о том, что название очень верно характеризует содержание. Это действительно история страсти, в которой нет чего-то особенного.

История страсти, в которой читатель не обнаруживает художественного вымысла, при этом, вполне возможно, нисколько не ассоциируя себя с героиней-рассказчицей. Просто понимаешь, что в области чувств бывает и так. Стыдиться этого не нужно.

Написано искренне, без желания сгладить углы и изобразить себя в лучшем свете. Автор не боится делать смелые признания, что подкупает.

Главная героиня - француженка, которая оказалась с головой вовлеченной в роман с иностранцем родом из Восточной Европы. Он женат, вечно занят, и не слишком часто вспоминает о своей любовнице. В тексте об этом напрямую не говорится, но, возможно, у него есть и другие связи на стороне, помимо героини.

Одержимость рассказчицы объектом своей страсти не знает границ. Героиня ничего не замечает, ничто ее не трогает, если это не связано с Ним. Все остальные привязанности ушли на задний план. Все ее мысли только о Нём. Она живёт ожиданием редких любовных свиданий. Они как яркая вспышка в череде серых, унылых дней, когда она не видит Его.

Сыновья-студенты, работа, книги, путешествия, друзья. Все это приобретает какое-то значение только, если каким-то образом имеет отношение к Нему. В противном случае героиню это совсем не совсем интересует и не трогает. Она выполняет повседневные обязанности как бы на автомате.

Эротическая одержимость или, может, зацикленность великолепно передана Анни Эрно. Она думает только о своем любовнике, очень мало зная о нем и его реальной жизни. Кажется, ее не слишком волнует, каков он на самом деле. Ей достаточно образа мужчины, который она нарисовала в своей голове и который не оставляет ее даже во сне или в душе.

Фиксация героини длится долго, но все в жизни когда-нибудь приходит к концу. Придет день, когда рассказчица сможет посмотреть на мир взглядом, свободным от своего любовника и собственной страсти.

Вполне вероятно, что пережитая страсть научила чему-то героиню. Возможно, она сделала ее в итоге немножко мудрее. Кто знает?

В любом случае, героиня не жалеет о том, что с ней произошло. Возможно, бывают случаи, когда надо позволить себе запрыгнуть в страсть и пережить ее от начала до конца. На такой вывод наталкивает исповедь героини.

Эта записанная история, в которой она постаралась перевести свои чувства в слова, стала для героини Эрно способом освободиться от своей страсти. Она помогла ей разобраться в своих чувствах, увидеть любовника в более объективном свете, перестать испытывать боль и в итоге снова стать человеком, который может наслаждаться теми небольшими радостями, которые время от времени предлагает жизнь.

Рассказ хорошо написан. Со мной не так часто бывает, чтобы хотелось выписывать много цитат. В этом случае хотелось. Некоторые фразы просятся в цитаты (под спойлером).

спойлер

По счастью, я уже давно сделала открытие, которое неизбежно повергает в ужас и смятение: любимый человек всегда остается чужим.

Читая книги, я точно так же задерживала внимание только на фразах, в которых говорилось об отношениях между мужчиной и женщиной. Мне казалось, что они помогают мне лучше понять А, и поверить в желаемое. Так, прочитав в романе «Жизнь и судьба» Гроссмана: «кто целуется с открытыми глазами, тот не любит», я тут же начала внушать себе, что А, любит меня — целуясь, он всегда закрывает глаза. В остальном же эта книга, как и все прочие занятия, помогала мне лишь скоротать время между свиданиями.

Когда я была маленькой, роскошь воплощали для меня меховые манто, вечерние платья и виллы на морском берегу. Позже я полагала, что наивысшая роскошь – это возможность приобщиться к интеллектуальной жизни. Сейчас мне кажется, что способность пережить страсть к мужчине или женщине – это тоже роскошь.

свернуть

Комментарии


Зацикленность на ком-то, чем-то одном - до добра не доводит...
Остается, порадоваться за героиню - что переросла)


Такие же мысли были и у меня после прочтения рассказа. )

Зацикленность нужно преодолевать.


Спасибо за интересную, содержательную рецензию. Тоже как раз думаю прочитать это произведение.


Спасибо за внимание!

Надеюсь, рассказ Вам понравится.


Я всё-таки дождалась твоих подробных впечатлений, Кристина))
Рецензия блестящая, спасибо!
Радует, что мы совпали в положительной оценке рассказа. Да и с твоим анализом я согласна.)



Ей достаточно образа мужчины, который она нарисовала в своей голове и который не оставляет ее даже во сне или в душе.

Всё так. Мне кажется, это тот случай, когда узнавание реального человека, каков он с другими, вызывает внутреннее сопротивление. Должно пройти время, чтобы героиня захотела разобраться. Другой вопрос, сколько времени? Здесь, как мне кажется, у разных людей разный ритм. Это просто стоит принять.



но, возможно, у него есть и другие связи на стороне, помимо героини.

Вполне возможно, кстати.

Вот ещё на какой момент я обратила внимание, читая исповедальную историю героини. Вроде так делать не надо, это ясно, понятно. Даже в гармоничных и доверительных отношениях никогда не надо растворяться в них. Но героиня с её одержимостью на объекте страсти меня не раздражала. Даже немного странно... А как было у тебя?


Радует, что мы совпали в положительной оценке рассказа.

Ага ) Я по следам этого рассказа прочитала другой ее рассказ "Другая". Он мне понравился меньше. Не смогла поставить больше 3,5. Но я подумываю что-то еще у писательницы прочитать, хотя есть риск разочароваться.



 Здесь, как мне кажется, у разных людей разный ритм. Это просто стоит принять.

да. Тем более что ничего другого обычно не остается. Пока человек сам не придет к пониманию, что одержимость до добра никого не доводит, ничего не попишешь. Мне показалось, что эта мысль в этом рассказе. Если так случилось, надо разрешить себе переболеть.



Вполне возможно, кстати.

Вот всегда надо худшее подозревать;)



Но героиня с её одержимостью на объекте страсти меня не раздражала.

Меня тоже не раздражала. Может в этом талант Эрно. Но мне это уже не странно. ) Я уже не раз убеждалась, необязательно ассоциировать себя с героиней, чтобы оценить произведение.

Ника, это тебе спасибо за внимание! И, кстати, благодарю, что аккуратно подтолкнула меня к написанию этой рецензии. Честно скажу, хотела полениться. Но зная,что у меня в ближайшие 2, если не 3 недели не будет времени на рецензии, решила все ж написать. )


Но я подумываю что-то еще у писательницы прочитать, хотя есть риск разочароваться.

Кристин, если найдёшь хороший и небольшой по объёму рассказ, сообщи. Может, и я тогда прочту)



Если так случилось, надо разрешить себе переболеть.

Хорошо ты про "переболеть".



Вот всегда надо худшее подозревать;)

А кто первый начал подозревать?? Забыв про презумпцию невиновности ;) А если серьёзно, мне не кажется, что здесь худшее и менее худшее. Или изменяет, или нет. С кем и когда сути не меняет.



необязательно ассоциировать себя с героиней, чтобы оценить произведение.

Да, я согласна.
Кристина, всегда пожалуйста!) Рада, что ты написала рецензию на Эрно.
Иногда надо отдыхать от сети, но надеюсь, твой отдых от рецензий не слишком затянется :) А я сегодня хочу опубликовать рецензию, так что, если есть время, очень далеко не уходи))




если найдёшь хороший и небольшой по объёму рассказ, сообщи

Конечно. Если найду )



Забыв про презумпцию невиновности ;)

вот именно )) а если серьезно, я с тобой полностью согласная.

Пошла к тебе читать рецензию:) далеко я не ухожу, тут я. )



далеко я не ухожу, тут я. )

Это хорошо)
Кристин, забыла написать в прошлый раз по поводу сравнения со "Штормом" Кейт Шопен. У меня каких-то заметных параллелей не возникло и, прочитав тебя, я поняла почему. В этом рассказе "одержимость рассказчицы объектом своей страсти", а у Шопен - короткий эротический эпизод, вспышка, отсутствие одержимости.


а у Шопен - короткий эротический эпизод, вспышка, отсутствие одержимости.

Ника, я с этим всецело согласна.

Но у меня лёгкая перекличка возникла из-за цитаты, вынесенной в заголовок



совершают ли другие люди подобные поступки, испытывают ли схожие чувства, и если да, чтобы они их не стыдились.

вот это относится и к тому рассказу Шопен и его героине.

Ну потом, я читала оба рассказа почти один за другим. Это тоже повлияло )


вот это относится и к тому рассказу Шопен и его героине.

А, теперь ясно)


Она думает только о своем любовнике, очень мало зная о нем и его реальной жизни. Кажется, ее не слишком волнует, каков он на самом деле. Ей достаточно образа мужчины, который она нарисовала в своей голове и который не оставляет ее даже во сне или в душе.

Помнится, герой чеховского «Поцелуя» в течение 3 месяцев после случайного поцелуя незнакомки находился в состоянии "психической слепоты" и всецело отдался во власть фантазий. А персонаж «Солнечного удара» Бунина пережил кратковременный ослепительный взрыв, состаривший его на 10 лет. И это его странное дорожное приключение закончилось так же резко, как и началось.

Эротическая любовь – это, наверное, самая обманчивая форма любви. И её легко спутать с внезапной влюблённостью, которая по самой своей природе недолговечна. Особенно если партнёры сближаются исключительно телами, а душевной близости не происходит. Ведь само половое влечение очень обманчиво, так как может порождаться не только любовью, но и, например, даже страстью к разрушению.



Придет день, когда рассказчица сможет посмотреть на мир взглядом, свободным от своего любовника и собственной страсти.

Освобождение от патологической зависимости, не имеющей никакого отношения к подлинной любви, – это, вероятно, победа героини над собой и своими страстями, расставание с иллюзиями и бесплодными фантазиями о несуществующем любимом, смещение фокуса внимания с него на своё истинное Я. Это, наверное, часть долгого пути к себе.



способность пережить страсть к мужчине или женщине – это тоже роскошь.

Да, это, пожалуй, так. Во-первых, некоторые никогда не испытывали подобную ослепляющую страсть. (Хотя, на мой взгляд, это скорее исключение, чем правило. Большинство людей всё же знакомы с ней.) Во-вторых, в классической литературе финалом такой "обыкновенной страсти" порой бывает суицид, то есть пережить её действительно не удаётся.

Спасибо, Кристина, за интересную рецензию! )


после случайного поцелуя незнакомки находился в состоянии "психической слепоты" и всецело отдался во власть фантазий.

Помню хорошо этот рассказ Чехова.



А персонаж «Солнечного удара» Бунина пережил кратковременный ослепительный взрыв, состаривший его на 10 лет.

А вот «Солнечный удар» я не читала. Надо как-нибудь прочесть.  Спасибо за наводку. )



Ведь само половое влечение очень обманчиво, так как может порождаться не только любовью, но и, например, даже страстью к разрушению.

Может. У полового влечения есть темная сторона, к сожалению.



это, вероятно, победа героини над собой и своими страстями, расставание с иллюзиями

Да... и это возможность для нее снова радоваться жизни и замечать жизнь вокруг.



Во-вторых, в классической литературе финалом такой "обыкновенной страсти" порой бывает суицид, то есть пережить её действительно не удаётся.

Да, я тоже думала о классической литературе. Там часто трагические концовки у такой "обыкновенной страсти". В жизни, к счастью, более вероятен вариант пережить. Но последствия, наверное, бывают очень разные. У героини этого рассказа взрослые дети и она не замужем. Поэтому она никому дополнительной боли не причинила...

Тебе спасибо за отклик, Людмила! )


Почитала фрагменты. Весьма любопытные.
Кристин, у тебя там, кажется, первая цитата повторяется)



Так, прочитав в романе «Жизнь и судьба» Гроссмана: «кто целуется с открытыми глазами, тот не любит», я

Снова Гроссман? Я недавно этот роман здесь вспоминала)


Ну, для тебя вряд ли там что-то новое, ты читала сам рассказ. )

Ника, спасибо за бдительность. Убрала повторяющуюся цитату



Снова Гроссман?

Да, я знаю, что ты читала этот роман. Когда-нибудь и я доберусь (надеюсь). Но сейчас читать такие книги слишком для меня тяжело.


вряд ли там что-то новое, ты читала сам рассказ.

Освежила в памяти рассказ благодаря цитатам)



Но сейчас читать такие книги слишком для меня тяжело.

Понимаю(