Больше рецензий
15 ноября 2022 г. 17:39
3K
2 Японский НеБерроуз
РецензияДля начала хочется поговорить немного о национальной идентичности в свете обзора на книгу. Рю Мураками является японцем, для которого Освенцим стал страшным тёмным прошлым, а Америка несбыточной богатой мечтой. Сейчас, конечно, многие вещи поменялись, но японцы всё равно смотрят на большого заокеанского магната и, к счастью, делают что-то своё. А вот на "Экстаз" заметно сильное влияние оказал именно Берроуза. Он там, собственно, и цитируется местами. Вот такая попытка адаптации и испортила книжку.
Сюжет не отличается какой-то уникальностью или новаторством. Я бы сказал, что даже скучно. Вас знакомят с главным героем, который с лёгкой руки подсаживается на наркотики, будто бы ему это ничего не стоит. (Вопрос только, почему он раньше то не подсел?) Затем он знакомится с неким бомжом, что даёт номер Кейко, своеобразной японской госпожи, что олицетворяет собой пристрастие японцев к развращениям (я не стремлюсь кого-то оскорбить, автор сам часто намекает именно на пристрастие японцев к такому рода фетишей). Но только вот я не вижу в ней человека. Здесь идеально подходит фраза: "Сильная женщина, описанная мужчиной". Мы должны воспринимать её как суккуба в человеческом обличие, но она буквально кукла, которая манипулирует главным героем лишь своим видом. Но манипулирует им лишь автор. Нет мотивации, вот и всё. Про вторую девушку я и вовсе молчу. Её наделили силой "чёрной дыры", которая сама не понимает этого. Вот так и получается, что мы следим за историей трёх персонажей, два из которых не ощущаются вовсе настоящими людьми, а мужчина написан так, что мне его нисколько не жалко. Он будто сумасшедший, что вечно тоскует. Когда происходит сцена с его стенаниями по поводу жизни, я не могу ему симпатизировать, потому что его раскрыли как не самого лучшего человека.
Теперь о стиле. Да, это попытка в Берроуза. Но вот в чём дело. Мне говорили, что "Голый завтрак" это мерзость, но она оказалось не просто мерзкой, а гиперболизировано мерзкой. То есть, ты получил даже то, что не ожидал. И чувствуется, как он каждую страницу словно разжёвывал и выплёвывал в свою рукопись, чтобы сделать невыносимой. А Мураками просто пытается реализовать какие-то метафоры, мерзкие сцены и ничего не выходит. Он вставляет лишь однотипные словечки, постоянно говорит о фетишах с доминацией, но тебе никак от этого не мерзко. Возможно, что я просто не могу представить такой ситуации из-за персонажей, в которых не верю. А Берроузу ты веришь, не смотря на то, что половина его текста лишь жёсткий трип.
Но ещё хуже разбирать, где уже идёт речь автора, а где тебе всё ещё рассказывают историю, потому что переходы совсем незаметны. Это такой специальный приём автора, но ты лишь по местоимениям можешь что-то понять. Ритм текста путается и вся атмосфера пропадает. А это не научный труд, всё таки, я не должен быть сосредоточен на "буковках". Текст необходимо выстроить так, чтобы плыть по нему.
Местами есть хорошие метафоры, например, с ножками стула. Но никак не трогает. Вот и получается, что Рю выстроил себе американскую мечту о самой мерзотной книжке, раскрывающей наши тайные желания, демонстрирующая всю чернуху человеческой души. Но либо влияет моя иная национальная принадлежность, либо знакомство с первоисточником (Берроузом), поэтому лишь разочарование посетило мою душу.