Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 ноября 2022 г. 20:14

551

3

У меня сложные отношения с произведениями Дины Рубины. Всегда есть ощущение, что мне рассказывают интересную историю, но при этом мы с рассказчиком совершенно не совпадаем в том как именно она рассказывается. Исключение случилось только один раз и оно было совершенно прекрасной трилогией "Русская канарейка". Здесь же всё с привычным глухим разочарованием и более низкой, чем обычно оценкой с поправкой на восприятие в современном мире.

С циклом Люди воздуха я когда-то начинала знакомство с писательницей и, наверное, с первой (последней для меня по порядку чтения) книгой этого цикла я его и закончу. Эта история - снова рассказ о не совсем от мира сего героях, которые ищут себя, одновременно обладая мистическими потусторонними способностями.
Так и главная героиня этой истории - Анна, Нюта. Приемная девочка в семье учительницы и врача, удочеренная после смерти матери "ушедшей в зеркало". И тут можно было бы много рассуждать о том, как взрослая ложь и успокоительный обман ломает и калечит детскую психику, но в этой истории дело не только в нём. Но и в самой Нюте, которая видит и чувствует этими самыми зеркалами. Именно этот дар превращает левшу в амбидекстера со способностью к тому самому Почерку Леонардо, умению писать зеркально, так что прочесть это сможет только она. Но это только крупица в водовороте странных талантов, таких как умение видеть будущее и слышать мысли окружающих людей. Именно это умение закрывает для девушки шансы на нормальную жизнь.
Как и неспособность её близко сойтись с людьми, которые чувствуют сначала в девочке, а потом в женщине нечто чужеродной и далекое. Хотя случаются и исключения, красочными мазками вписанными в текст, это и влюбленный мальчишка Вовка, и подруга Аринка с её музыкой, большой и дружной семьей и слепой бабушкой, которая обогревает девочку, или первый и единственный учитель, готовый бесконечно объяснять и обсуждать всё про зеркала и физические законы.
А ещё родители - безгранично любящий девочку отец - детский врач инфекционист, готовый прощать ей странности, побеги из дома и всё равно приходить во второй ряд цирковой арены, безгранично восхищаясь тем, как красавица-дочь ходит по канату. И мать Маруся, привезшая в киевский дом умиравшего от одиночества ребенка и так пытавшаяся стать ей настоящей матерью, за что пришлось заплатить страшную цену.
Пожалуй, кроме отца и семьи подруги мне сложно вообразить положительных героев в этой истории. Все они обладают какими-то отталкивающими и неприятными деталями, лишая сопереживания и понимания. И в первую очередь сама Анна, которую хотелось бы пожалеть из-за вынужденного одиночества, но глядя на её отношение к окружающим и любящим её людям всё сопереживание быстро испаряется.

Главной же проблемой для меня стали не герои и даже не слог, а то, что и раньше вызывало глухое раздражение, встречаясь в книгах, а теперь ещё грустнее от допустимости и мнимой нормальности подобного. Я всегда была украинкой и никогда хохлушкой, поэтому мне очень странно читать такое количество снисходительно-презрительного хохол в романе писательницы с украинскими корнями. Мне сложно судить, было ли это в других романах в том же количестве и я не замечала или нет, зато совершенно точно понятно, что читать это я больше не хочу и не считаю для себя приемлемым.
Возможно я ещё когда-то вернусь к "Русской канарейке", хотя и в этом теперь не уверена, но знакомство с новыми вещами писательницы, пожалуй, оставлю для другого читателя.

Комментарии


мне кажется, что вы зря обижайтесь на "хохлушка" и пр. в тексте, ну это же разговорная речь, это не автор выражает свое отношение, это "жизнь так пишет".
Ну скидку на время написания тоже делайте, возможно автор сейчас не стала бы употреблять таких слов, или вообще географию книг поменяла, что бы никого не ранить. Писалось-то давно, когда никто (ну или большинство) ничего плохого в "хохлушка" не вкладывал, а может и хорошее имел в виду, красоту например.
А я вот не украинка совсем, я влюбилась в Киев и другие украинские города через книги Дины Ильиничны.