Больше рецензий

IuliiaS

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 декабря 2022 г. 21:20

781

5 Все что вы знали, и о чем только догадывались

Книжечка совсем небольшая, написана легко и доступным языком, для желающих узнать что то новое по теме или систематизировать уже имеющиеся знания, самое то. Действительно, в наше время само слово "пропаганда" ассоциируется только с негативом, навязыванием враждебных нам идей, и Бернейс отмечает этот факт. Но не всегда было так, и автор даже приводит четыре определения данного слова из словаря: 1) Сообщество кардиналов, священная коллегия Конгрегации пропаганды (это еще 17й век); 2) Любая организация или план действий для распространения в обществе той или иной теории или системы; 3) Систематические усилия, направленные на получение общественной поддержки определенных взглядов или действий; 4) Принципы, внедряемые с помощью пропаганды. В общем, пропаганда может быть очень даже необходима и не вредна, если распространяет полезные для общества идеи, на благо всем. Цель книги - объяснить механизмы которые контролируют общественное мнение, их структуру что звучит заманчиво, не так ли?

К новым пропагандистам автор относит всех кто имеет влияние на группы и объединения людей, и с развитием информационных технологий, понятно, что их очень и очень не мало. Подробно рассмотрена такая современная профессия как специалист по связям с общественностью, который кстати в компаниях может называться по разному, но суть от этого не меняется. Интересно подмечено: люди этой профессии не являются только пропагандистами, работа такого консультанта может быть закончена, после того как клиент и общественность будут проанализированы. В их работу входит создание доверительных отношений между компанией и клиентом, а для этого нужно подавать правдивую информацию отвечающую действительности. Так что своя профессиональная этика этой специальности присуща, в идеале консультант должен помочь производителю (любому, в том числе например законодательному органу) понять, чего хочет общественность, а общественности помочь понять цели производителя.

Особое место в потенциально возможном манипулировании мотивациями, занимает изучение группового сознания. Уверенна все слышали и знают как опасно превратиться в "массу", которой легко управлять и направлять куда ей возможно не нужно, страшилка студенческих лет. Хорошо что психология масс это все же не точная наука и тайны человеческой мотивации раскрыты не до конца, но и собранных на сегодня данных достаточно, чтобы вызывать желаемые изменения в общественном мнении. Групповое сознание оно как бы не размышляет, а руководствуется импульсами, эмоциями и привычками. И когда нужно принять решение, то первое побуждение человека, это последовать примеру лидера, которому он доверяет. За неимением лидера, стадо мыслит самостоятельно, но использует для этого клише и шаблоны обобщающие опыт всей группы в целом. Вот как страшно и опасно сейчас жить и не думать.

Еще очень много чего интересного и познавательного написано в этой книжечке, вдумчивое прочтение (а не в стиле: ой я все и так это знаю) рекомендуется.