Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 декабря 2022 г. 09:08

668

4 6 историй, 6 людей, одна Душа.

Сразу скажу, что фильм не смотрела, но так даже лучше, ведь знакомство с первоисточником "вслепую" куда интереснее, чем когда имеется небольшая "база" благодаря фильму.

"Облачный атлас" - это, по сути, сборник небольших рассказов про людей из разных эпох, объединенных одной общей темой - реинкарнацией. Что мне очень понравилось, это как расположены главы. Каждая история разбита на две части, отчего книга читается вот так:  1-2-3-4-5, 6-ая глава цельная, а после неё порядок идёт в обратном направлении, 5-4-3-2-1. Таким образом книга возвращается к тому, с чего начиналась.

Первый сюжет. "Тихоокеанский дневник Адама Юинга". Середина ХIX века.
Повествование ведется в виде личного дневника, который пишет простой нотариус, отправившийся в далёкое моркое путешествие, в котором он встречает сомнительного доктора Генри Гуза и спасает с острова туземца-раба Аутуа, ещё не догадываясь, какое участвие эти двое примут в жизни самого Адама.

Второй сюжет. "Письма из Зедельгема". 1931г.
В этот раз мы знакомимся с молодым композитором Робертом Фробишером, который оказался в немилости у семьи. Из-за отсутствия денег он решает на авантюру - пробиться подмастерьем к знаменитому Вивиану Эйрсу, что бы через знаменитого наставника сделать себе имя и заработать деньжат. Историю Фробишера мы узнаем через письма, которые он пишет своему любовнику Руфусу Сиксмиту.

Третий сюжет. "Периоды полураспада.
Первое расследование Луизы Рей". 1975г.
Журналистка Луиза Рей застревает в лифте с пожилым физиком-ядерщиком Руфусом Сиксмитом. Недолгое знакомство приводит к тому, что Луиза оказывается втянута в мутную историю с ядерным реактором, который целому городу угрожает утечкой радиации. Сможет ли журналистка малюсенького журнала со сплетнями помешать корпорации и могущественным людям, чьи кошельки зависят от этого реактора?

Четвертый сюжет. "Страшный Суд Тимоти Кавендиша". Наше время.
Тимоти Кавендиш является книжным издателем, который резко богатеет на криминальном романе своего клиента, отправившегося в тюрьму, что сослужило значительным пиаром для книги. Так как роман основан на криминальном опыте самого писателя, то за процентами от продажи к Тимоти наведываются братья клиента, требуя огромные суммы денег, которых у Тимоти нет, так как все деньги ушли на оплату долгов. Боясь "братков" Кавендиш обращается к своему родственнику, с которым много лет находится в плохих отношениях. Родственник соглашается помочь укрыть Тимоти, сыграв на доверии, и отправляет его...в дом престарелых.

Пятый сюжет. "Оризон Сонми-451". Далекое будущее.
Этакий киберпанк, где власть отдана корпорациям, а люди поделены на чистокровных и фабрикантов. Чистокровные - это люди, родившиеся обычным способом, высшая ступень иерархии, тогда как фабриканты - это рабы-клоны, живущие по 12 лет, работающие в ужасных условиях на потеху чистокровным, и едящие Мыло, без которого быстро умирают. Все фабриканты запрограмированы на одинаковое поведение и не способны рассуждать и мечтать о чем-то значительном. Весь их интерес - это работа и мысли о Гаваях, куда якобы отправляются все фабриканты, доблестно отработавшие 12летний срок. Главная героиня Сонми-451 - обычный клон, работающий в кафе как обслуга. Но однажды, в её голове появляется всё больше нестандартных мыслей, всё больше непокорности и мечтаний о том, как покинуть своё заточение, дабы увидеть внешний мир...

Шестой сюжет. "п’реправа возле Слуши и все ост’льное". Далёкое-далёкое будущее.
История о мире, после Апокалипсиса, где среди высоких технологий прошлого, обитают деградировавшие люди, живущие общинами с примитивным хозяйством и поклоняющиеся богине Сонми.
По атмосфере очень напомнило игру "Horizon Zero Dawn". Читать тяжеловато из-за намеренно сделанных ошибок, изображая примитивную речь:
"так шо дайте-ка мне баранины, и я р’скажу вам о нашей первой с ним ’стрече. Жирный такой, со-очный кус, не, не эти ваши плоские горелики…"

Главный герой каждого из сюжетов является реинкарнацией одной и той же души о чём говорит родимое пятно в форме кометы, которое обязательно присутствует у героя. Помимо этого из прошлого в будущее обязательно передается что-то, принадлежащее душе в прошлой инкарнации.
Дневник, который писал Адам Юинг, потом читает Роберт Фробишер, найдя его в библиотеке Зедельгема. Даже имея лишь половину дневника на руках, Роберт знает, чем закончится история Юинга.
Письма Фробишера, адресованные любви всей его жизни - Руфусу Сиксмиту, в дальнейшем передаются Луизе Рей, читая о Зедельгеме она словно помнит расположение комнат в доме, хотя никогда там не была. После недолгого общения с ней, Руфус чувствует, будто знает ее всю жизнь.
Тимоти Кавендиш, находясь в доме престарелых, читает рукопись о Луизе Рей.  Сонми-451 смотрит древний фильм о жизни Тимоти Кавендиша.
Оризон, на который велась запись допроса Сонми, в дальнейшем смотрит Закри - главный герой последней истории. Он чувствует её слова, но не понимает их, воспринимая Сонми как богиню, а не как реально жившего человека.

Все вместе истории дополняют друг друга, но убрать тему реинкарнации и карточный домик рухнет. Без этой изюминки останутся лишь скучноватые разрозненные истории, сами по себе примитивные и не несущие интереса, хоть автор и пытался придать каждому рассказу свой стиль и жанр. Самая интересная для меня  часть книги - это история про Сонми и Закри, остальное читать было скучно. Адам Юинг - доверчивый высокоморальный дурак, Роберт Фробишер - паразит, липнущий к людям ради выгоды, Луиза Рей - скучнейший детектив, не вызывающий интереса, Тимоти Кавендиш - абсолютно несмешная комедийная история про побег пенсионеров.

Главная проблематика и мораль книги сводятся к довольно заезженным темам - корпорации это плохо, расизм это плохо, рабство это плохо. Это отличные посылы, НО они даются читателю "прямо в лоб", создавая впечатление, что это не проблематика гармонично и ненавязчиво вписана в сюжет, а сюжет строится только ради проблематики. Отсюда и пресность историй, которые, без изюминки, не представляют собой ничего стоящего.

Если за идею, то смело ставлю 5. Если за качество исполнения, то готова поставить максимум 3. Поэтому остановлюсь на 4.