Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 декабря 2022 г. 04:34

115

4.5 Корабельно-исторические эксурсы

Научно-популярная книга о разного рода знаменитых кораблях, вышла в отраслевом издательстве, написана советским инженером-корабелом, предназначена для массового читателя от среднего школьного возраста и старше. Приятно читать, когда пишет профессионал о том, что знает и любит, да еще если у него литературный стиль поставлен (ну или редактура не подкачала). Именно с таким случаем тут мы и имеем дело.
Кроме собственных знаний, автор опирается на доступную ему отечественную и зарубежную литературу (список прилагается), но все же книга писалась полвека назад, часть сведений устарела, сделаны новые открытия, да и страна у нас уже давно не СССР. Так что книга теперь тоже памятник своей эпохе...
Фишка автора - отслеживание судьбы кораблей от создания до смерти или последнего причала, приведение известных тактико-технических характеристик, значимости их для своего времени, вообще именно судостроительный и технический уклон (включая немножко чертежей в приложении), при вполне интересной исторической части (тогда как обычно в литературе фокус на истории, а не на заклепках). При этом повествование идет гармонично, доступно пониманию неспециалистов, без впадания в режим справочника.
В книге 5 тематических разделов. Идеологически выверенно начинается с "Кораблей революции" (иного в годы очумевшего от показного старания застоя и не пропустили бы). Это крейсер "Аврора", броненосец "Потёмкин", крейсер "Очаков".
Раздел "Корабли - герои морских сражений" - это крейсер "Азов", чья судьба оказалась связана с Нахимовым и Лазаревым, что отличился в Наваринском сражении и в честь кого были названы корабли "Память Азова"; это бриг "Меркурий" - разведчик, вышедший победителем из боя с двумя турецкими линейными тяжеловесами (18 пушечек против 184 полновесных орудий); это советский крейсер "Киров", защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; это мирные суда - грузовоз-теплоход "Старый большевик", отличившийся в конвое PQ-16; это лесовоз "Казахстан", эвакуировавший из Таллина тысячи людей под постоянными атаками фашистов; это ледокол-пароход "Александр Сибиряков", принявший бой с фашистским рейдером, отвлекая его на себя от каравана транспортов. Сильная глава, в которой много про людей-профессионалов, понимающих возможности своих кораблей и выжимающих из них столько, что враг не верил в саму возможность такого; героизм и умение многих людей, сплавленные огнем войны в подвиг.
Раздел "Корабли - памятники" - про корабли, ставшие музеями, памятниками себе и породившему их времени. Шведский корабль "Васа", он же "Ваза", утонувший сразу после постройки в 1628 г. и поднятый в 1961 г. Ботик Петра I - "дедушка русского флота" "Святой Николай", построенный задолго до рождения царя и на котором он плавал в детстве, который сделал из него моряка; в главе много материала про построенные при Петре Великом новые типы кораблей. Флагман британского флота "Виктори", проживший долгую жизнь, но вошедший в историю вместе с именем Нельсона и Трафальгаром. Чайный клипер "Катти Сарк" - самый быстрый парусник, появившийся слишком поздно, когда вместо гонок с грузом вокруг Африки суда пошли напрямик через Суэцкий канал.
Раздел "Корабли-первооткрыватели" - это и драккары викингов (и их реконструкция на базе Гокштадского корабля), и так называемые каравеллы Колумба (вместе с описанием его экспедиций), это неподвластный льдам Арктики и Антарктики норвежский "Фрам", корабль Нансена и Амундсена, и первый ледокол "Ермак", детище адмирала Макарова и академиков Менделеева и Крылова (чьи мемуары я как раз в этом году читала :))
Последний раздел - "Корабли - уроки для судостроителей", разбор ошибок, закончившихся жертвами и разорениями. Сюда можно было бы отнести и корабль "Васа", но он стал музеем. Разобрана печальная судьба огромных лайнеров-пароходов 19-го века "Грейт Бритн" и "Грейт Истерн", не получивших применения по назначению, а также русского броненосца "Русалка", где боевые качества нарастили в ущерб плавучести (его нашли на дне уже в 21-м веке).
Книгу можно считать и образчиком советской научно-популярной литературы, и образцом, как надо писать научпоп, чтоб по делу, со знанием дела, четко и занимательно, а не шарахаясь, мекая, по теме, как это, увы, частенько встречается.

Прочитано в рамках игры "Спаси книгу - напиши рецензию!"