Больше рецензий

15 января 2023 г. 08:52

678

3 Спойлер Нравоучительная литература

#Любителям_списков.
№_9
Подписалась я тут недавно на флешмоб "со списком". Предложили мне такой вот списочек (тематический).
1. Книга была издана двухтомником
2. Любовный роман/Книга о любви
3. В книге много политики
4. Худшая книга года
5. Автор писал на разных языках
6. Семейная сага
7. Книга стала одной из любимых
8. Зарубежный автор 19 века
9. Книга из школьной программы
10. Пьеса, по которой поставлен спектакль
11. Книга получила престижную премию
12. Испанская классика
Ну, и как-то так совпало, что отдельные книги из моего личного списка, который планировала прочесть, с этим списком совпадают. Не по порядку, но...
"Шагреневая кожа" Бальзака стала внезапно номером 9 из списка. А именно "Книгой из школьной программы".
Уже не помню за давностью лет, в каком именно классе мне ее рекомендовали для летнего чтения. Помню только, что начала читать - и не осилила. Показался чудовищно сложным язык. Я буквально утонула во всех многосоставных фразах, на "воде", которую упрямо лил автор, как будто ему платили отдельно за каждое слово (как Александру Дюма платили за каждую строчку). Действительно, порой можно затеряться и не понять, "что хотел сказать художник". По счастью, Бальзака мы в школе подробно не проходили, его нам давали читать для общего ознакомления, так что ничего я в школьные годы не потеряла.
Однако, столкнулась с известными трудностями здесь и сейчас, когда попыталась написать отзыв по этой книге. Если рассказать сюжет в двух словах, то он укладывается буквально в одну фразу: "Бедный молодой человек всеми силами старается разбогатеть, на помощь ему приходит чудо, но расплатиться за богатство приходится своей жизнью". Точка. Остальное - описательные моменты, причем действие книги начинается как бы с середины, что создает дополнительные сложности при разборе произведения. То есть, Рафаэль УЖЕ испробовал все методы, он уже прожил часть жизни до встречи со старым антикваром, и уже получив кожу, долго, нудно, многословно описывает приятелю свою жизнь. Этот рассказ, "как герой дошел до жизни такой", занимает практически всю середину повести. И так велик и изобилует такими подробностями, что хотелось спросить у автора: "Вы сами-то понимаете, что пишете? У вас по сюжету Рафаэль НА ПИРУ рассказывает эту историю, но как долго он ее рассказывает? Если прочесть все вслух, это несколько часов. Где вы найдете столь терпеливых слушателей? Да, мне скажут, что это такой литературный прием, свойственный произведениям 19 века, история в истории. Но именно из-за этого приема (одна из причин) было то, что я не сумела осилить "Франкенштейна". Там истории, из которых состоял роман, были встроены друг в друга, как матрешки. Отвлекало, знаете ли.
Так и здесь. Коротенькие монологи Полины о том, как они жили после расставания с Рафаэлем, в этом случае выглядят намного живее и органичнее.
Два слова о самой теме романа, а то я как Бальзак, воды налила уже много, а толку мало.
Роман о деньгах. О том, что деньги правят миром. И о том, что ради денег можно пойти на все. Стоят ли деньги таких жертв, на которые пошел герой - второй вопрос.

Примечание. Читая о "мытарствах" Рафаэля, когда он пытался выжить и свести концы с концами, как-то экономя, подрабатывая и т.п. я не могла отделаться от мысли, что всего этого могло бы не быть, если бы не... любовь. Вот искренне не понимала, с какого перепуга он должен тратить столько денег на пустышку. Хотелось врезать ему как следует промеж глаз: "Алло, парень, очнись! У тебя денег с гулькин нос, а ты тратишь их на цветочки? Купи себе хлеба! Любовь еще придет. Потом. Чего сейчас-то ты себя губишь ради такой ерунды?"
Нет, кто-то мне скажет, что ради любви можно пойти и не на такие безумства... ну, вот Рафаэль пошел. Принесла она ему счастье и долгую жизнь? Нет.