Больше рецензий

16 января 2023 г. 02:29

266

5 «Как прекрасно небо! Улететь бы на ракете, да и не возвращаться»

Пьеса Уильямса поражает яркими персонажами, откликом чувств со стороны читателя и театральностью — во время прочтения произведение воспринимается именно как постановка, упоминаемые музыкальные композиции играют здесь важную роль. Название пьесы также заключает в себе несколько значений: в оригинале упоминается именно Desire, что является как чем-то высоким — желанием, идеей, мечтой — с одной стороны, так и морально низким — вожделением плоти — с другой.

Никто из персонажей пьесы не является идеальным, каждого хочется раскритиковать за их действия и слова. Ярче всего, конечно же, выделяется главная героиня — Бланш Дюбуа, чьё имя с французского языка переводится как «белые деревья» и не совсем соответствует её трагической судьбе.

Узнав, через что пришлось пройти героине в раннем возрасте, уже нельзя назвать её слабой и полностью сломленной, однако само поведение Бланш с самого начала отторгает, не даёт проникнуться к героине искренним сочувствием до конца. Взбалмошность, надменность, строгая стратификация окружающих и неутолимое желание жить в роскоши — именно это и губит героиню бесповоротно, с каждой картиной лишь приближая её помешательство.

Единственным, кто смог понять всю трагедию Бланш, стал Митч, и тот, из-за своей же слабости, всё же поддался общему поведению и не пожелал бороться за счастье до конца — в решающий момент герой предпочёл высмеять пороки женщины, как раз тогда, когда ей как никогда нужна была поддержка. Когда же Митч осознаёт весь ужас и бесповоротность ситуации, становится уже поздно.

Стелла, сестра Бланш, кажется безликой, растворившейся в новом окружении, своём муже и повторяющемся быте. Из негодующих восклицаний Бланш мы догадываемся о классовом и моральном «падении» Стеллы после связывания себя узами брака со Стэнли Ковальским, которому даёт исчерпывающую характеристику всё та же главная героиня: «обезьяна, скотина с повадками зверя, недочеловек».

В предпоследней картине происходит тот самый накал чувств, сражение морали и грубой силы, человеческого и животного начал, ставящее жирную точку в истории. На мой взгляд, атмосфера напоминает пьесу Горького «На дне», где трагизм также поражает своими масштабами и реалистичностью, а каждый из героев по-своему грешен.

Автор мастерски изображает трагичность истории и нежелание повторять модели поведения всех персонажей пьесы, но что еще лучше — фильм 1951 года с Вивьен Ли и Марлоном Брандо в главных ролях идеально дополняет книгу, советую после прочтения к просмотру! Некоторые моменты в экранизации изменены, но это не столь критично, а игра актёров действительно поражает.