Больше рецензий

16 января 2023 г. 15:53

291

3 Жизнь не терпит слабости

Невидимые голоса (сборник рассказов, автоФИКШН (автобиография, но с долькой фантазии, видимо), разные авторы, 2020 - 2022, РФ) - солянка из рассказов на тему того, как же приходится жить людям с разного рода отличиями от большинства людей. Хотя, по большей части, тут у нас скорее нытье о детских травмах, которые, будем честны, были у всех, хотя и не настолько сильные, как у некоторых здешних авторов, это я могу признать. Рассказов, которые реально рассказывают о судьбах аутсайдеров, людей, у которых есть проблемы, но они их скрывают и борятся с ними, тут крайне мало - где - то три - четыре наберется. Остальное же - либо, как я указал выше, детские травмы, либо харассмент (ну а чего вы хотели, большая часть авторов - девушки, и тут у нас либеральнейшее издательство, которое любит помусолить подобного рода темы), либо нытье про плохое государство, либо нытье про плохих родителей. Основная же нить - это то самое НЫТЬЕ

Однако, давайте сначала пройдемся по тому, как здешние авторы, аж финалисты опен - колла (видимо, конкурса, я не знаю), владеют пером. Доля рассказов написаны, в принципе, неплохо, придраться там особо не к чему. Некоторые уж слишком торопятся рассказать свою историю. Примерно одна треть - плоховато. И пара - тройка - из рук вон плохо. Особенно мне запомнился в этом отношении рассказ Татьяны Некрасовой "Прививка". Я лучше просто покажу несколько первых предложений из него

"Люди идут. Летом идут. Легко одеты. Парад, но странный, на дороге в лесу. Лето хорошее, не жаркое, но и не холодное, без воды с неба. Люди чаще всего дети и женщины и немолодые. Идут. Все несут что - то по чуть - чуть. Чемоданчик. Или тюк. Или кастрюлька. Идут ловко и бодро..."

И ВОТ ТАК написан весь рассказ. ВЕСЬ. Может, тут просто я - быдло и холоп кривозубый, не понимающий величие сего языка, который упускает нового Джеймса Джойса, но скорее просто автор_ка решила в креатив и игру с языком, при этом сам язык не особо - то и понимая

Теперь же, перейдем к самому интересному - к сути рассказов

Начну, пожалуй, с хорошего - три рассказа мне действительно понравились. Вот прямо не шучу. Это неплохие истории, за которыми интересно наблюдать, которые мотивируют меняться к лучшему, которые в чем - то забавны, в чем - то трагичны, но, самое главное - не пытаются обвинить всех вокруг в том, что у них головушка болит, и не занимаются лишь поиском этих самых виноватых. Это - "Астронавт" Микиты Франко, "Сезон кабанов" Саши Карина, ну и "На кладбище остановите, пожалуйста!" Александры Старк. Первый так и вообще считаю лучшим, причем не только из всего сборника, но и из всего мной прочитанного у Микитки. Тут он рассказывает о своих проблемах с людьми, с тем, что он боится к ним приближаться, но как он пытается сломать этот кокон, но сначала проваливается, устроив вечеринку, но потом все же находит свое счастье в простых посиделках под столом с лучшим другом. Это простая, но добрая история, которая в очередной раз показывает ту обидную истину, что Микита умеет писать, но из - за своих проблем с башкой и неправильного общества либдемшизов у него не особо получается их правильно лечить, поэтому он и скатывается в дебри. Второй - забавная история, пропитанная бунтарским весельем русского захолустья и стихами Есенина, но при этом на достаточно актуальную тему - на тему зависимостей и борьбы с ними. Особенно мне конец рассказа нравится, поэтому приведу его здесь, дабы еще и сгладить впечатление от предыдущего куска

"Опавший лист вдруг взлетел с земли и вернулся на ветку. Не сразу я понял, что это был вовсе не лист, а мотылек. На моих глазах мертвое вдруг стало живым, и тогда я подумал, что все еще можно исправить. Пусть от проблем нельзя убежать - сдаваться нельзя.
Призвав всю свою волю, выкачивать дрянь, что во мне накопилась. Да, день за днем, каплю за каплей. Только так - до последнего вздоха. И тогда...может быть, потерянный лист вернется на дерево
"

Ну и третий рассказ - чувственная история от девушки, у которой действительно проблемная семья, не просто буллящая, а настоящая дичь у нее там творилась, поэтому ей - то я могу соболезновать. Теперь же просто назову еще два рассказа, которые мне понравились, но по некоторым причинам меня разочаровали - это "Начать смотреть" Ольги Птицевой и "Теловой" Ирины Родионовой. Все же остальные...

Короче, как я уже обозначил выше, основная проблема - в том, что большая часть авторов куда как больше любят ныть о своей житухе позорной, чем делать эту житуху достойной, и становится понятным, почему же так - потому что и в жизни они представляют из себя жертв жертвенности, которые просто обожают жалеть себя, и именно поэтому они часто становились жертвами издевательств со стороны окружающих, и при этом по тексту они даже не пытаются дать им отпор, а просто ноют из - за тупого общества. В обществе достаточно злых и тупых людей - да. Но просто сидя и ноя с этим ничего не сделаешь и не добьешься ты тоже ничего, а своими рассказами ты только дашь школьницам повод поплакать над книжкой и поныть о тупой рашке

Кстати об этом - либо со мной что - то не так, либо тут реально большая часть рассказов политизирована, причем вообще не к месту? Тут тебе и история затравленной оппозиционерки - беглянки от злого Лукашенко, тут тебе и антисоветчина на уровне подколок из правацких пабликов в вк от кликуши, тут тебе и современная типоантивоенная позиция (по факту - проукраинская), и все это вставляется порой просто с нифига

Лучше всего местную пожалейку показывает просто наичудеснейший момент, в котором в конце одного из рассказов главная героиня буквуально заявляет что - то в стиле "Ты вот говорила, что я не добьюсь, А Я ВОТ ДОБИЛАСЬ" своей МЕРТВОЙ матери, могиле ее. Если это не показатель того, что девочке надо не рассказы для попкорнусов писать, а к психологу с сервиса ЯСНОПОНЯТНО сходить, то я даже не знаю, что именно

Так что хоть тут и есть действительно хорошие рассказы, но большая часть - просто плач трехлапой собачки о злом и жестоком мире, который ничего полезного или интересного вам не даст. Так что если и читать, то только те рассказы, что я перечислял выше