Больше рецензий

25 января 2023 г. 01:44

783

4

Я неожиданно для себя пересмотрела фильм, и была обуяна жаждой перечитать книгу. Сразу вывод — книга не лучше сериала, но и не хуже, а читается здесь и сейчас даже и лучше, чем пересматривается сериал.
Собственно у меня, как и у большинства школьников 80х, сначала были «не вешать нос, гардемарины…,» молодые хорошенькие Харатьян, Жигунов и Шевельков, Стржельчик в роли Лестока, Боярский в шляпе, и так далее. Только сильно позже я узнала, что оказывается есть и книжка, и сильно после этого я ее прочитала. И мне ужасно понравилось! А вот продолжения не пошли, как и телевизионные продолжения. Ну да и пусть. Я не продолжения тут разбираю. «Трое из Навигацкой школы» - книга совершенно не современная. И очень возможно, что без сериала в подкорке, подкидывающего иллюстрации и звуковую дорожку, она читалась бы не так хорошо. Но проблема в том, что у меня сериал из подкорки не сотрешь, а для нового поколения, книга, в которой действие постоянно останавливается, чтобы рассказать в подробностях о том или ином историческом персонаже и его судьбе, будет очень медленной и мало-читабельной (плавали, знаем). Для меня же, в результате, эти остановки и разговоры оказались самой приятной чаcтью истории. Мне уже не так важно, получит ли вице-канцлер Бестужев свои бумаги, но всякие исторические зарисовки, портреты его современников и современниц, настоящих и вымышленных, оказались важны. Книга превращается из приключенческой авантюры в картину русской жизни середины 18 века, и это мне сейчас и интереснее, и нужнее. Конечно, это картина русской жизни, написанная во второй половине 20 века, с учетом господствующего тогда нарратива (нет, не марксизм-ленинизм, а скорее засилье немцев при Анне Иоанновне и их исчезновение со сцены в царствование Елизаветы Петровны, ну и другие моменты). Но это исторический роман — где смыкаются три течения времени: время читателя, время писателя и время героев. И я не знаю, насколько историчны действия и помыслы героев, но роман заставляет меня поверить им и себе — и я радуюсь похождениям Белова, мечтательности Никиты Оленева, бестолковому и милому роману Алеши и Софьи. Я радуюсь опытам Гаврилы, и сумашедшему хозяйству князей Черкасских, и сопереживаю Анастасии Ягужинской. Все обретаюсь свою маленькую историю внутри одной большой, у всех своя правда, у всех свои проблемы. Разве что Котов — искренняя сволочь, без слоев и мыслей.
Заговорив о Котове, надо заметить и еще один слой в повествовании: как легко угодить в историю, а из истории — в цепкие руки Тайной канцелярии. За что? Стоял рядом, проходил мимо, был знаком. Мрачное прошлое, которое пытается вернуться снова и снова, несмотря на то, что эпоха дворцовых переворотов позади. А главный волшебный помощник наших гардемаринов — хороший человек из Тайной канцелярии влюбился, женился и ушел со службы. На этой радостной ноте я и закончу.