Больше рецензий

jeff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 января 2023 г. 16:21

180

3.5

На этой неделе Часы Судного дня были переведены на 10 секунд ближе к полуночи, а до 00.00 (Апокалипсиса) осталось всего полторы минуты, 90 секунд – еще никогда в истории стрелка не подходила столь близко к этому значению. А значит, пришло время сокровенных отзывов.

Книга Г. Паузеванг «Облако» попала ко мне, можно сказать, случайно. Или вернее по-другому: она выбиралась по названию, а что, ведь это так романтично – облака! Или облако…

Однако оказалось, что это явление у немецкой писательницы похоже не на белогривую лошадку, а черный… гриб. Тот самый, который висел над Хиросимой и Нагасаки в августе 1945ого, висел над Чернобылем в 1989м. Собственно, именно авария на Чернобыльской АЭС заставила автора обратиться к антиутопии и художественно представить, а что было бы, если бы подобная история произошла в Германии, городе Графенрайнфельде.

И вот в этом – совпадении и повторяемости ситуации уже видится некое провидение. Именно сейчас, в критичные 2022-2023 года, когда весь мир застыл в ожидании нового ядерного «гриба», я прочитала эту книгу.

Уже в то время, на страницах повести, писательница воспроизвела связь трех трагедий: двух реальных и одной художественной. Постоянно упоминался Чернобыль, выжившие или просто попавшие под реактивный дождь так же, как в Японии, назывались хикабуся и вызывали точь-в-точь такое же отторжение, неприятие окружающих.

Поскольку на самом деле произведение создавалось в мирной, благополучной Германии, писательница могла с холодной головой задаваться вопросами и ставить их перед читателем: можно ли предотвратить подобную катастрофу? А если нельзя, если она уже случилась, стоит ли ее замалчивать – как в масштабе страны, так и отдельной семьи? Личная и коллективная ответственность – вот какая проблема встает перед писателем, героями, читателями. А еще проблемы экологии, дискриминации, политической борьбы, но главное – именно ответственность, возможность предотвратить страшные события или сказать о них правду.

Судя по другим отзывам, книга многим не зашла, персонажи показались плоскими, и действительно, этим произведение страдает. Но дело здесь не в героях – дело в самой атмосфере, саспенсе, можно сказать. Поначалу чувствуешь спешку и беспокойство, которые ощущали Янна-Берта с братом Ули, уезжая из зараженных районов. Затем – читая, как Янна-Берта проживает все этапы горя от шока до принятия, как учится принимать чужие смерти и непростые решения, как отказывается веселиться в столь сложное время, словно бы физически ощущаешь ее взросление. Она уехала из дома вспыльчивой и наивной девочкой-подростком, старшей сестрой, а вернулась умудренной опытом хозяйкой дома и главой семьи.

Даже от столь беспросветно-мрачного повествования в какой-то момент ожидаешь некоего чуда: «Воссоединится ли девочка со своими родителями или нет?.. А может, хоть одна из многочисленных смертей окажется ложной, ошибочной?..» Напротив, пролог в форме газетных вырезок, посвященных немецкой реакции на Чернобыльскую аварию, масштаб катастрофы, череда трагедий, отсутствие хэппи-эндинга рисуют ужасающе в своей реалистичности произведение. А потому оно если и не запоминается детально, то в целом совершенно точно не отпускает до конца. И, конечно, попадает в маст-рид «90 секунд до Судного дня».

картинка jeff