7 февраля 2023 г. 14:56
Лучшее на Лайвлибе
17K
2 Разочарование в подростковой литературе
На первой книжке ещё казалось, что из этого может вырасти какая-то интересная история со своим смыслом, моралью и ценностями. Моменты просветления посещали автора, но на третьей части всё скатилось в фан сервис с огромной бессмыслицей. Есть у меня такая привычка, тратить время на книги, которые мне не нравятся уже на стадии чтения аннотации, но, если уж она..кхм-кхм... номер один в современной зарубежной литературе (!!!), то покопаться и поворчать стоит.
Да, я прочитал все три книги, убил на это кучу времени (ну, относительно) и, конечно же, разочарован. В рецензии на первую часть я написал о тех простых составляющих, что формируют популярную современную книжку для подростков. И ещё сохранялись надежды, что в третьей книжке это может вырасти во что-то важное, громкое, а главное - поучительное. Но Нора Сакавич не смогла перерасти себя и убила всё, что только можно было.
Сначала я обратил внимание на стиль. Это было первой проблемой трилогии. Возможно, в оригинале всё получше вышло и стоило читать на английском, но не владею я таким уровнем языка (говорила мне мама, учи английский). В любом случае, на русском языке получилась сухая книжка с минимум каких-либо описаний и рассуждений. Нам просто вкидывают действия персонажей и иногда пытаются разнообразить повествование эмоциями героев и какими-то воспоминаниями. Мне даже моментами читать было трудно, потому что это выглядело потоком действий. Картинки быстро сменяли друг друга, не приходя к каким-то выводам.
Но перейдём к сюжету, где всё ещё интереснее. Книга, как мне кажется, выстрелила благодаря нестандартной любовной истории, где один герой психопат, которого следует изолировать от общества, а второй просто дурачок, на которого уже начинаешь злиться в третьей книге. Это серьёзно невыносимо. Таким людям я нисколько не могут симпатизировать. Каждый поступок Нила становится предельно нелогичен, а Эндрю хочется просто поставить на место за его выходки и неуважение к другим людям. Они просто не заслужи счастья и уважения от своих товарищей по команде. И правильно подметили, что это романтизация маргинальных элементов. Никаких, по сути, правильных ценностей история нам не даёт. Пей, кури и веселись - вот мораль истории. А там всё само как-то разрулится и другие за тебя решат твои же проблемы. Уже на стадии первой книжки мне не верилось в существование некоторых персонажей, а тут просто театр абсурда. Нора пытается изобразить реальный мир с выдуманным видом спорта, но даже персонажи получаются фэнтезийными.
Ох, а как же я забыл про остросоциальные проблемы? Насилие, войны, бандиты? Да вообще забудьте, Нора Сакавич только их вам нарисует, чтобы в историю хорошо вписались, а уж рассуждать над ними это дело тяжёлое, мы то детскую книжку читаем с маркировкой 18+. В какой-то момент Эндрю и Рене болтают о том, как начнётся Третья мировая война. Думаете, там есть какие-то действительно важные мысли? Нет. Я до сих пор не понимаю, зачем этот эпизод в истории. Обсуждали бы зомби и дальше. Это никак картину бы не исправило. В том то и дело, что высказывание: "США снова ввяжутся в какую-нибудь война"; вообще не несёт в себе критики государства или чего-то подобного. Она бросает фразу в воздух, создавая вокруг себя ореол "не такого, как все" автора. Так и хочется попросить вернуться к подростковым проблемам, которые хоть как-то раскрывались.
Добавлю, что Нора Сакавич совершенно не умеет создавать напряжение. Простой и очевидны пример - описание матчей. У ребят невероятно важная игра за выход в полуфинал, где бедный Нил остался на скамейке и вынужден просто болеть за своих друзей. Трибуны ревут, все ждут чуда от команды, хоть и верят в это с трудом и... одна страница... Удар-удар, гол-гол, красная карточка, победа, все радуются... Даже сводки с футбольных матчей в газетах выглядят насыщеннее. Но главным примером служит историю нахождения Нила в замке Воронов. Потому что её в книге нет))) Она буквально оставила нас на самой напряжённой сцене, а следующую книгу начала уже с того, что Нил едет домой. Лишь какие-то обрывки всплывают, но они никак вообще не обрисовывают всю ситуацию. Эта сцена осталась где-то за рамками, создав лишь элемент ожидания и интриги.
А теперь спойлеры:
Рецензия вышла очень сумбурной, эмоциональной и грубой. Но один вопрос, всё же, остался. Почему книга стала номером один в современной зарубежной литературе? Что в ней такого? ЛГБТ тематика и современная повестка? Да с чего бы за такое ставить книжке десятки? Может хорошая любовная история? Ну знаете, если вам нравится смотреть за тем, как человек всех калечит и ему это сходит с рук, то вам бы к врачу надо. Невероятный захватывающий сюжет? А в каком моменте? Где описания матчей по странице или просто пропущенные важные моменты? Я искренне не понимаю, за что поставить трилогии десятку. Это даже не развлекает, как работы Кинга, например. Тут начинаешь негодовать и злиться. И хочется сказать спасибо, что в нашей литературе существует ещё снобизм, наполненный книжками Пелевина, Сорокина, Водолазкина и прочими.
А она стала? Я спрашиваю без сарказма. Выходит огромное количество книг, особенно в США, которые продаются какими-то умопомрачительными тиражами - какие-нибудь Сумерки, 50 оттенков серого и прочие работы. Но, вроде как, изначально (или почти сразу) понятно, что это фансервис или что-то около.
И еще интересно - где вы про них узнаете? Это какой-то канал утуб/ новостная лента Goodreads/ радиостанция "Современная литература"/ программа на каком-то ТВ-канале? Просто стало интересно - вообще первый раз слышу про Нору Сакавич.