Больше рецензий

10 февраля 2023 г. 16:34

110

5 Код Кушнера

Я тут коротенько совсем. Раньше, годах в 60–70-х, нижеследующее назвали бы «Об одном способе …» или «К вопросу о ...». Теперь, впрочем, как и всегда,

«Времена не выбирают,
В них живут и умирают»,

посему именование произведения моего современно, отсылает к «Коду да Винчи» и сиречь аналогично тому.

Итак,

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья»,

наиболее удачная, на мой взгляд, формула – ключ, открывающий поэзию Кушнера. Читая Кушнера впервые, сразу и соблазнительно кажется, что автор занимается бездельем: шутит, развлекается, играет с читателем, не имея какой-либо цели: начинает стихотворение со «здравия» и заканчивает пением «за упокой». Позднее выясняется, что, оказывается, между motto (экспозицией) и предлагаемым резюме в стихотворении имеется некоторая жёстко детерминированная связь (Кушнер, вероятно, придерживается мандельштамовского приёма предлагать исходный тезис и некоторое заключение, а цепь промежуточных размышлений оставлять на труд читателю). Наконец, приходит понимание, что задачей читателя, таким образом, является самостоятельное додумывание и, только после многократного перечитывания, видение авторских смыслов, подчас неожиданных, и затем естественное удивление тем изяществом, с каким автор кодирует мысль. Действительно, рассмотреть присутствующий в произведении образ (если содержание стихотворения лирическое) или понять мысль автора (если стихотворение риторично) в первом прочтении удаётся не всегда.

Угадывая (по разбросанным в экспликации подсказкам и пасхалкам) кушнеровский образ и последовательно расшифровывая смысл сказанного (разумеется, релевантный читательскому опыту и ранее осмысленным переживаниям, – а поэзия Кушнера есть воплощение образной энигматичности и поэтому допускает множественность интерпретаций), читатель становится не только исполнителем, но, что самое важное, со-поэтом, со-творцом. По мере приближения к разгадке возникает, растёт и то волнение, сходное со смятением актёра или музыканта, которое ощущается перед выходом на сцену: это рождается мысль! Одной из иллюстраций сказанного может служить стихотворение «Снег»: современные индивиды, мы застряли в одном и том же жизненном цикле и проживаем день сурка, заданный жёстким фреймом; вина тому – та самая табличка, отломленная часть которой с начертанным на ней сценарием подлинной жизни, увы, безнадёжно утрачена.

Каждое стихотворение Кушнера – это для читателя либо участие в некоем сценическом действии, либо погружение в мастерски созданный антураж, необходимый для понимания вложенной мысли, сочувствия автору, (не)согласия с ним. Поэзия раннего Кушнера – это черно-белые, статичные на первый взгляд, кадры, выхватывающие бесконечно живые фиксируемые вещи, лица, ситуации («Ваза», «Лавр» и др.). Совсем другие – стихи восьмидесятых годов: они по-бетховенски величественны, монументальны, парадны, они – будто имперские проспекты, каналы, дворцы с колоннадами и отделкой в виде волют, но при этом они – выхолощенность, академизм, вызывающие лишь ощущение участия в игре «Что? Где? Когда?» («Подражание древним», «Пчела» и др.). Девяностые годы и первые десятилетия нынешнего века – зарисовки торжества жизни, хайямовское наслаждение каждым днём, часом, мгновением, сдобренные спокойной и проверенной мудростью и вместе с тем грустным бликующим предчувствием неизбежного подытоживания (вспоминается и пришвинское: вот ёжик, и весь мир – в этом ёжике; хорошо!.. да…).

Чтение Кушнера – всегда медленное и вдумчивое; это – познание онтологических тайн, отгадывание экзистенциальных загадок и всегда – обретение нового образа, смысла, опыта. Кушнер будто намеренно заботится о нашей отрешенности, неспешности, вневременности, возвращает к себе – в наше индивидуальное

«…прекрасное убежище,
Мир линий, звуков и цветов,
Куда не входит ветер режущий
Из недостроенных миров»
(Н.Гумилёв),

умышленно растягивает неподдельное удовольствие от поэзии и предпринимаемых нами интеллектуальных усилий.

Пы.Сы.
Для дауншифтинга - самое оно.
Так я и не понял, что за «тварь в снегу и синяках» (стр. 232) плещется в каналах :)