Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 февраля 2023 г. 11:27

399

3 Техника фортепианного дриллинга до опупения

Вероятно, книга Корто одно из самых необычных произведений в жанре «развитие фортепианной техники». Необычность эта в любом случае достойна внимания, но вот назвать эту необычность позитивной у меня не получается при всем желании. Но сначала чуть-чуть предыстории.

Веками пианисты, условно, развивают два навыка — навык непосредственно технический, требующий «творчества» в минимальной степени: беглость пальцев, растяжка (важно для детей), крепкие пальцы, цепкость, перенос рук, правильное положение руки, свобода плечевой зоны, посадка и пр.; и навык уже исполнительский, творческий — способность выжать из произведения какой-то концертный потенциал, даже если этот потенциал туда не закладывался своим автором. В конце концов музыка это именно для выступления, и пианист должен обладать известной долей артистизма.

В связи с этим фактом «техническое» обучение всегда шло вместе с «исполнительским». Многие этюды Черни или Бургмюллера, несмотря на свою непосредственно техническую направленность, слушаются как вполне приятные произведения, которые в случае эффектного исполнения могут дать фору отдельным произведениям, непосредственно для исполнения и предназначавшимся. Ну и так уж получилось, что при освоении технического навыка никогда не забывали о самой «игре», т.е. освоение инструмента, исторически, происходило как некий комплекс. И делом времени было появление методолога, который гордо бы заявил, что «техническую» часть надо очистить от «исполнительской шелухи». Собственно, книга Корто именно про это.

Думаю, не будет сильно большим преувеличением сказать, что книга Корто идет вразрез вообще со всем опытом освоения профессиональной техники российской, советской, и ныне опять российской музыкальной школы. Настолько «технократического» освоения музыкальной техники (простите за тавтологию) не придумали даже в СССР, где всегда был массовая подготовка музыкантов шла, скорее, для сцены, чем для домашнего исполнения. В чем же заключается новация Корто? Да очень просто — ставите руку в определенное положение, и отрабатываете один палец. Потом другой. Потом третий. Потом два пальца, потом другие два пальца. Потом три пальца. Другие пальцы... и так, пока вас не затошнит, или не помрет клавиатура.

Честно сказать, я не знаю, насколько нужно обладать спокойно-флегматичным темпераментом, чтоб делать однотипные упражнения разными пальцами да в разных ритмических рисунках (про тональности не забывайте) в течении часов (!!!). Лично меня хватало примерно на 20 минут. Я допускаю, что технический навык действительно сдвинется с мертвой точки, вот только сделать это придется путем развития «навыка» отвращения к инструмент. Уж чего точно не разовьет данная методика, это особой любви к инструменту. Не знаю, если б меня так «дриллили» в детстве, то отторжение от инструмента было бы настолько сильно что, вероятно, с инструментом я бы точно попрощался раз и навсегда.

Как по мне, все-таки классический подход в обучении лучше. Не «более эффективным» — с такой долбежкой мало что сравнится, но наносящим значительно меньше вреда. И да, пусть при разучивании этюда Черни именно технических навыков появится меньше, но вот комплексность этих навыков, связка с исполнительским мастерством, даст значительной больший прирост, чем этот дрилл.

С другой стороны — эту книгу можно использовать по частям, а не целиком. Если у ученика действительно есть проблема с секстами или квинтами, преподаватель может брать оттуда отдельные задания, и давать их, но это именно как пособие для педагога. Давать ли это обычному ученику? Это точно вне отечественной традиции, и, я бы сказал, к лучшему.


Комментарии


Не долблю "пианину" (хотя кто знает?) в своем Дневничке.


я не знаю, насколько нужно обладать спокойно-флегматичным темпераментом, чтоб делать однотипные упражнения разными пальцами да в разных ритмических рисунках

Ганон, черный кошмар моего детства ((


Ганон душный, но не настолько душный.