Больше рецензий

OlgaZadvornova

Эксперт

Заметки о прочитанном

19 февраля 2023 г. 06:31

467

4 Кобальтовая тайна

Довольно приятный ретро-детектив, погружающий в атмосферу французской бель эпок. Довоенный Париж, то есть совсем довоенный, благословенное лето 1912 года. Шляпы, как клумбы, дамские велосипеды, бойкие дамочки-журналистки, первые автомобили, шумные кафе, мастерские художников, расцветающие бульвары, манящие улыбки, романтические встречи и … опасные приключения.

Лучшему агенту префектуры парижской полиции Габриэлю Ленуару поручается расследование загадочной смерти 17-летней девушки, в которой очень скоро была опознана София, дочь германского посла Вильгельма фон Шёна. Политические отношения между Францией и Германией и без того крайне накалены, а это убийство может иметь нежелательный громкий резонанс.

Шеф полиции ставит Ленуару задачу за неделю провести тщательное расследование, соблюдая при этом строгую секретность. И Ленуар принимается за дело. За эту неделю (плюс ещё дополнительные 2 дня) ему придётся пережить бурные приключения и непредсказуемые встречи.

Некоторые эпизоды и диалоги были полны живости и юмора, многие зарисовки и сценки чудесно вписывались в воссоздаваемую атмосферу того времени. И забавно, как по ходу дела возникали ассоциации и отсылки к другим литературным произведениям.

Посещение Ленуаром городского морга напомнило подобный момент у Эмиля Золя («Тереза Ракен»). «Лягушатня» и катание на лодках в предместье Парижа, воскресный отдых на Сене, конечно же, отсылали к новеллам Мопассана, пейзажи Буживаля
перекликались с картинами импрессионистов.

А вот когда Ленуар изучал психологию незнакомого человека по его манере игры – это уже напомнило метод Эркюля Пуаро у Агаты Кристи («Карты на столе»).

Ещё было интересно, что в объединении художников «Клуб кобальта», где тусовалась погибшая девушка, и с которым, соответственно, в ходе расследования знакомился сыщик, такой интернациональный состав – француз, русский, американец, испанец, японец, итальянец, немец. Ленуару это дало возможность понаблюдать за такими разными характерами.

Неплохо вписались в книгу и реальные исторические личности – Вильгельм фон Шён, профессор Илья Мечников.

У меня создалось впечатление, что первая часть романа написана более неторопливо и тщательно, любовно проработана, финал же вышел очень поспешным. И не совсем уместным мне показался приём в стиле Пуаро, когда он в конце собирает всех причастных к произошедшему лиц, и каждого понарошку обвиняет, пока не доходит до истинного виновного. То, что выглядит вполне естественным в исполнении частного сыщика и в узком кругу частных интересов и секретов, то совсем другое дело – у официального лица - агента префекта парижской полиции Габриэля Ленуара, когда затронуты межгосударственные интересы и будущая политика. Да и статус у Ленуара не тот, чтобы брать на себя ответственность в таком широком интерпретировании своего расследования. Этот момент, по-моему, главный минус в романе.

Второй небольшой диссонанс в книге, как мне показалось, - это возраст Ленуара. По книге ему 37 лет, но по поведению, по характеру, по общему впечатлению, каким он предстаёт, как персонаж, – он выглядит гораздо моложе.

В целом я получила большое удовольствие при чтении этого ретро-детектива, и от души желаю, чтобы серия продолжилась. Благодарю Лайв Либ и издательство «ЭКСМО» за возможность познакомиться с чудесной книжной новинкой.

картинка OlgaZadvornova