Больше рецензий

7 марта 2023 г. 15:07

74

3

Очередная книга из жанра "мемуары диссидентов", в которой авторша детально описывает бытиё инакомыслящих в стране советов: аресты, камеры, тюрьмы, лагеря, ссылки, тяготы, события из своей личной жизни.. Не скажу что читать было супер увлекательно, даже напротив, было странное ощущение что как будто читаешь некий личный дневник случайной женщины тех лет, которая в мельчайших подробностях описывает второстепенные детали тех мест где она оказывалась по воле органов госбезопасности.. Не знаю как правильно выразиться.. в общем сложилось ощущение что мемуары эти должны были быть предназначены скорее для узкого круга родственников и друзей, а не для всеобщего обозрения..
И вроде страшные вещи она описывает, как перемалывались людские судьбы, но в то же время она сама в конце книги не может однозначно ответить зачем она написала свои воспоминания..

спойлер

Зачем я пишу эти строки? Кто, кроме бывших в лагере, поймет меня? Я закрываю глаза и вижу... Теплица, прямо у печи две согнутые, скрюченные фигурки там, под стеллажом, в приямке. Они спустились туда, чтобы погреться. Они протягивают к огню свои закостеневшие на морозе, заскорузлые руки, разматывают грязные, вонючие портянки. Согревшись немного, они извлекают из прорех своей одежды и подносят к своим обрюзгшим, беззубым ртам такие объедки, которыми побрезговала бы любая собака. Если они сыты, бережно заворачивают свои сокровища, подобранные на свалке, и суют их за пазуху или в карман. При этом они осторожно озираются по сторонам, чтобы никто не заметил, чтобы не отобрал надзор при проходе через вахту, чтобы не выкрал сосед.

Они согрелись, они сыты. Что-то из прошлой жизни воскресает в них. Они даже хотят покрасоваться перед нами. Своими осипшими голосами они начинают вдруг читать стихи — Бальмонта, Брюсова, Блока.

Я вглядываюсь в лица моих подруг по работе. Мы штампуем питательные горшочки для рассады капусты. Лицо одной из них страшно меняется, углы рта опускаются, губы начинают дрожать.

— Верочка, зачем так? — говорю я.

— Может быть, и мой отец...

Зачем я пишу все эти строки? Разве надо помнить о печальных последствиях культа личности? Или в предвоенные годы культа личности еще не было? Выжившие — реабилитированы. Умершие — реабилитированы посмертно. Только списки невинно погубленных людей не опубликованы нигде. Только о последних годах и днях их жизни не знает никто. Тела их свалены в овражек...

«Прогресс человечества строится на костях и крови», — говорят одни. «Лес рубят — щепки летят», — говорят другие. «Революция не делается в белых перчатках», — говорят третьи... А что говорит народ? Простые люди? Народ безмолвствует.

Зачем я пишу? — Я не могу не писать! Может быть, это память о них, хороших и плохих, — безразлично.

свернуть

В общем, не знаю, странная книга, нет какого-то вывода что-ли, в иных мемуарах диссидентов, что мне приходилось читать, была некая обоснованность что-ли, уверенность героев в своей правоте, размышления о том почему они правы а власть имущие нет.. а здесь как будто мы сами должны оправдать героиню, её лишения и страдания, осудить "невинно пострадавших" идеологических противников режима..
Разумеется, данная книга может быть ценна хотя бы как памятка очевидца о том какие преступления против человечности творила тоталитарная власть.. но в целом, очень странное послевкусие от этих мемуаров..

p.s
Еще один неприятный минус: главы могут обрываться посреди самого интересного, например так заканчивается глава 14:
Две девушки подслушали разговор нашего шофера с одним из поваров. Нашу машину женщин шофер проиграл в карты. Сговорившись с конвоем,
свернуть