Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 марта 2023 г. 09:03

275

1 "Никогде" с привкусом кальмара.

Я обожаю книги, где действие сюжета разворачивается в музеях. К тому же очень люблю морскую тематику и всяких осьминогов, кальмаров и прочую милую жуть с щупальцами, поэтому "Кракен" Чайны Мьевилля вызвал определенный интерес. К сожалению, ожидания не оправдались, хотя завязка у сюжета прикольная.

Билли Харроу живёт в Лондоне и работает в Дарвиновском музее, специализируясь на цефалоподах. Благодаря этому он стал одним из создателей главного экспоната выставки - забальзамированного в банке Архитевтиса. Гигантского головоногого. Этот гигант стоял в центре огромного зала и вызывал возгласы удивления у людей, пришедших в музей на экскурсию. Почему стоял? Да потому что в один из дней, когда Билли в очередной раз вёл группу людей по направлению к своему щупальцевому "детищу", кальмар исчез. Вот прям взял и испарился. Огромная бутыль с не менее огромной тушей каким-то образом смогла незаметно покинуть музей, набитый охраной, сотрудниками и зеваками.
Таким образом, помимо воли, Билли оказывается втянут в расследование о пропаже кальмаровой тушки, с каждым разом всё глубже погружаясь в дела альтернативного Лондона, где царит магия, на каждом углу живёт божество, а древние культы конкурируют друг с другом за право предсказания истинного конца света. Но при чем же тут формалиновый Кракен? Это и предстоит выяснить Билли и его неожиданным друзьям: египетской кукле Вати и отступнику-культисту Дейну Парнеллу, за которыми внезапно начинает охоту практически весь Лондон.

На протяжении всей книги меня не отпускало ощущение, что я читаю какую-то пародию на "Никогде" Нила Геймана. Нюня Билл Харроу очень похож на тюфяка Ричарда Мэхью. Загадочный Дейн Парнелл, вынужденный скрываться от всего Лондона, занял место убегающей от врагов, и не менее загадочной, Д'Вери. Оживший египетский дух Вати подменил Маркиза, а всесильные Круп и Вандемар превратились в таких же всесильных Госса и Сабби. В качестве декораций - старый добрый Лондон, делящийся на классический (привычный нам) и альтернативный, до основания пропитанный волшебством. При этом чувствуется, что Чайна Мьевилль настолько сильно хотел переплюнуть Нила Геймана, что напихал в сюжет столько всякой мути и треша, что читать стало невозможно.

Как главных, так и второстепенных героев черезчур много, поэтому начинаешь путаться кто есть кто. Причем каждый персонаж из кожи вон лезет, что бы быть не таким как все. Имхо, но бо́льшую часть из них можно просто вырезать из книги и она от этого ничего не потеряет. Даже улучшится.

Помимо прочего книга перенасыщена идеями. Да, фантазии Чайне не занимать, но это и сделало книгу такой неперевариваемой. Описание множества культов и их доктрин, различные виды грядущих апокалипсисов, абсолютно альтернативный Лондон плюющий на законы физики и логики, тысячи видов уникальной городской магии, различные Боги, Божки́ и Божества прячущиеся на каждом сантиметре улицы, полицейские с крутыми магическими способностями, забастовки фамильяров, гадание на кишках из асфальта,  живые океаны дерущиеся с нацистами (не шутка) и всё это на фоне стычек между множеством разнообразных злодеев. И обязательно в каждой из этих тем обязательно будут фигурировать главные герои. Отсюда главная проблема - сначала это выглядит необычно, но чуть позже, из-за всей нелепости и абсурдности сюжет становится сложно воспринимать всерьёз. А потом его становится в принципе невозможно воспринимать, потому что непонятно кто кому враг, кто кого спас, причем тут это, а причем тут то, кто все эти люди и что происходит.
Главная сюжетная линия, поиск исчезнувшего Кракена и спасение мира(!), уходит не просто на второй план - она отлетает на тридесятый план в соседнее измерение, потому что о ней уже хочется забыть и выкинуть эту треклятую книгу в окно. Читатель просто устаёт от такого нагромождения всяческой (как правило ненужной и неинтересной) информации. Тот случай, когда меньше - лучше. При этом ничего путного не происходит. Автор тупо грузит информацией, бесконечно вводит новых персонажей с замудренной концепцией, но практически не объясняет происходящего. 80% книги всё сводилось к тому, что украденный Кракен - путь к всеобщему Апокалипсису, а Билли - избранный пророк и всё знает, но одновременного и не знает. Поэтому классический диалог хлюпика Билли с другими героями выглядит так:

- Билли, ты избранный!
- Нет, я никто.
- Билли, ты знаешь всё!
- Нет, я не знаю ничего.
- Билли, ты нас спасёшь!
- Нет, я никто и ничего не знаю.

А вместо объяснений все персонажи книги по кругу жуют одни и те же загадочные фразочки, что "что-то изменилось, что-то надвигается, что-то происходит!" или "мы все умрем, весь мир умрёт!". Без какого-либо объяснения.
И всё это под соусом постоянной беготни от толпы злодеев, каждому из которых нужен простой мальчик Билли и его пропавшая кальмаровая закуска к пиву. Причем ответов на вопросы "что же такого необычного в этом Кракене?" и "кто же такой Билли и что в нём крутого?" - вы не получите. Просто смиритесь и молча жуйте эту неперевариваемую кашу.

Злодеев тут реально слишком много (Госс и Сабби, ожившее Тату на спине у панка и его мафия, нацисты Хаоса, древний маг восставший из мертвых, какие-то ожившие пальцы в человеческий рост, армия оружейников размножающих пули и пистолеты, всевозможные наёмники и тэ дэ и тэ пэ).
З А Ч Е М их столько?! Одного-двух хватило бы с лихвой.

Ну и последнее, что бесит - это язык. Уж не знаю кого "хвалить" - переводчика или автора, но читать это физически тяжело. Написано настолько витиевато, абстрактно и высокопарно, что приходилось по нескольку раз перечитывать, что бы понять что же имелось в виду. Каждое описание или диалог - это издевательство над глазами и мозгом читателя. Словоблудие ради словоблудия.

Моё мнение: этот треш неплохо бы выглядел в виде экранизации какого-нибудь Тима Бёртона или как подростковый сериальчик на Нетфликс, но как книга - это ужас. Не в том плане, что страшно, а в том, что нарочито вырвиглазно. Причем задумка неплохая и не будь нагромождения бредятины, это могло стать интересным мистическим детективом в рамках городского фэнтези.