Больше рецензий

20 марта 2023 г. 01:10

646

1 Спойлер Генезис ада посредством научно-технического прогресса, или Манифест био-эко-техно-фашизма

"Характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи - времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей." - Клаус Шваб.

Хотел бы начать с данного эпиграфа, ведь он наглядно демонстрирует весь дальнейший ход развития мыслей и, как следствие, намерений приведенных идей автора данной книги - Клауса Мартина Шваба, которого, полагаю, представлять не нужно, ведь, как минимум, он отвёл для этого несколько страниц (если вы не знакомы ни с книгой, ни с биографией данного деятеля, то вкратце отмечу, что он является бессменным президентом (хм, уже чувствуете запах диктатуры?) небезызвестного Всемирного экономического форума в Давосе, где проходят ежегодные встречи для легитимизации использования плодов научно-технического прогресса в своих меркантильных и односторонних интересах под занавесом плюрализма и демократии).

Итак, теперь я перейду к непосредственному поэтапному разбору этого труда манифеста корпорационного фашизма и, соответственно, к субъективной оценке написанных на этой бумаге букв, слов и чудом сформировавшихся глав, ведь по-другому здесь будет трудно охарактеризовать тот бессмысленный поток надстроечного над основными идеями лингвистического мусора, который, по-видимому, должен был придать видение осмысленности и глубокой пронизанности автора в отношении затрагивающихся в книге вопросов, но не будем уподобляться низменности автора, а перейдем к самим фактам и максимально объективной и непредвзятой оценке.

При открытии книги вас встретит любезный Герман Греф (наместник и оптимизатор швабского будущего, судя по предисловию), после которого мы перейдем к введению, в котором с первой строки повествуется о невероятных перспективах и возможностях Четвертой промышленной революции, а также о впечатляющем симбиозе физики, биологии и цифровых реалий, благодаря которому вы с максимальным комфортом проведете свою жизнь в рамках отведенного вам идентификационного цифрового номера в информационном концлагере. Шваб подчеркивает, что такая возможность обязательно будет предоставлена ввиду невиданных ранее факторов распространения промышленной революции и областей её охвата, выделяя при этом основные три фактора развития: темпы развития, широта и глубина изменений, системное воздействие. Здесь попрошу вас, дорогой читатель, особенно уделить внимание следующей фразе, которая находится в блоке широта и глубина: "она (революция - ред.) изменяет не только то, "что" и "как" мы делаем, но и то, "кем" мы являемся".

После вызванного у вас трепета перед возможностями и открытиями, вы увидите три основные задачи идеолога (будут приведены цитаты) невообразимо прогрессивного общества:

- "привлечь внимание читателя к вопросам о всеобъемлемости и скорости развития технологической революции и о ее многосторонних последствиях";

- "задать концептуальные рамки осмысления технологического революции, в которых формулируются основные вопросы и предлагаются возможные ответы (и не приведи господь (ему, кстати, тоже) вам выйти за заданные рамки)";

- "создать платформу для стимулирования взаимодействия и партнерства государства и частного сектора по вопросам, связанным с технологической революцией" (бред, не так ли? Или у нас есть не подчиняющиеся юрисдикции того или иного государства компании... или именно это кому-нибудь нужно?)

Далее он, забыв про упомянутые основные задачи, задает самую главную - способ интеграции технологий в общество и их гармоничное взаимодействие, вследствие чего он делает следующий вывод (сейчас у вас возникнет когнитивный диссонанс): "формирование четвертой промышленной революции как имеющей творческое начало, ориентированное на человека, а не как дегуманизирующей и обезличивающей силы". А я не обманывал, в отличие от одного писателя антиутопий из Давоса, - и это далеко не единственный момент подобного рода.

После подготовки читателя к увлекательному путешествию в информационную нарнию, Шваб приступает к рассмотрению его революции в контексте истории, а также к кардинальным и системным изменениям, которые она в себе таит (в частности, проблему неравенства; необходимость единой глобальной наднациональной структуры, которая предотвратила бы негативные реакции общества на перемены и др. социально-экономические вопросы). Здесь нельзя не отметить следующую цитату: "Наши устройства становятся неотъемлемой частью личной экосистемы: они слушают нас, предупреждают наши потребности, помогают по мере необходимости, даже если их НЕ просят об этом". Вероятно, вы уже обнаружили противоречие в одном лишь предложении: как устройства могут определить наши потребности, если мы даже не просим их об этом? А наши ли это потребности в данном случае? Если вам интересно, как и кто формирует наши потребности, то обратитесь к данной статье.

Немалое внимание уделяется "мегатрендам", которые Шваб разделил на физический, цифровой и биологический блоки (здесь им подразумевается рассмотрение, разъяснение важности, областей применения тех или иных технологических нововведений и технических открытий, а также иллюстрируется их тесная кооперация друг с другом - например, 3D-печать, робототехника, автоматизация, цифровизация, нанотехнологии, беспилотные транспортные средства, генная инженерия, новые телекоммуникационные технологии, ИИ и т.д.). Стоит отметить, что эти технологии действительно играют существенную роль в обществе, особенно в 2023 году, когда произошла массовая адаптация, так сказать, нейронных сетей, искусственного интеллекта, а такжеанонсированное компанией Neuralink первое чипирование человека в ближайшее время. Сейчас вы можете возразить мне, что, мол, ты же выше критикуешь Шваба за его технологические бредни, которые проявляются в изменении человеческой природы, изменении нашего бытия и др., а сам говоришь о важности этих же технологий, однако я попрошу вас дочитать эту статью до конца, после окончательного разбора Шваба.

После проведения инструктажа в области грядущих перемен, он решает перейти к представлению проблем в экономике (он затрагивает множество показателей и переменных, включая рост ВВП за тот или иной период, старение, производительность, занятость и т.п., что вынуждает меня остановиться на самом главном и коренном). Итак, основное воздействие свершающихся изменений заключается в том, что предыдущие промышленные революции при технологическом развитии и инновациях повышали совокупный уровень производительности, однако сейчас, несмотря на технологический прорыв, экономический рост "на земле" существенно снизился за счёт эффективности и функциональности цифровой экономики в виде информационных платформ (всем знакомые интернет-магазины, сервисы по предоставлению тех или иных услуг - в общем, т.н. "экономика по требованию"), что не фиксируется традиционными показателями, ведь рост традиционной экономики (а это рабочие места, малый и средний бизнес, средний класс) неумолимо падает ввиду преимуществ корпораций-гигантов в онлайне, которые намного эффективнее позволяют продавать производителям ненужный нам хлам, вследствие чего происходит уже капиталистический системный, а не структурный кризис в виде закостенелости экономики и её контроля со стороны цифровых монополий, что приводит к другим последствиям: в частности, необходимости разрешения проблем с назревающим пузырем безработицы, поскольку открытие способов экономного использования труда опережает темпы выявления новых применений труда, что в совокупности и конечном итоге подводит нас к изменению действующей общественно-экономической формации и вовсе.. И здесь мы подошли к самому, пожалуй, главному в этой статье: в существующих условиях человечество подошло к тому моменту, когда существующий капитализм более не отвечает запросам общества, экономики и социума, о чем и пишет Шваб: "рыночная экономика, действующая по принципу "победитель получает все", к которой средний класс имеет все более ограниченный доступ, может подорвать демократичность в устройстве общества и привести к нарушениям, чреватым многосторонними социальными проблемами".

Смею предположить, что название статьи стало ясным на этом моменте: из-за невозможности вести "разгульную жизнь" среднему классу, выросшему за счет исчезающих (вернее, автоматизирующихся и, как следствие, модернизирующихся с точки зрения оптимизации и капитализации) благодаря постиндустриализации сейчас сферах и отраслях, Шваб, будучи говорящей головой восходящего режима, открытым текстом изложил принципы возможного мироустройства при био-эко-техно-фашизме с, взявших первенство в своих областях во времена ещё капиталистической глобализации, известной дюжиной ТНК (транснациональные корпорации)во главе, которые, как пишет Шваб опять же, будут поглощать зарождающиеся стартапы, работать по принципу "talentism" (ориентация на высококвалифицированные кадры), т.е. ощутимые сокращения штатов до универсальных единиц, способных, используя возможности ИИ, заменить всех остальных в той или иной сфере. А что же касается тех, кто останется без работы и средств к существованию, то здесь дается весьма "конкретный и обоснованный" ответ:
"есть два лагеря: те, кто верит в счастливый конец, когда рабочие, вытесненные технологией, найдут свою новую работу, а технология даст старт новой эре процветания; и те, кто считает, что технология приведет к возникновению прогрессирующего социального и политического Армагеддона, создав массовую технологическую безработицу. Исторический опыт показывает, что фактический результат от этого процесса окажется где-то посередине.".

Похоже, его результат "по середине" выльется в сохранении экономических благ элитарными группами (они же в том числе владельцы ТНК), а описанный им дизруптивный эффект (вышеупомянутые социально-экономические проблемы) будет нивелироваться эффектом капитализации (применение технологий в меркантильно-деструктивном ключе для максимизации прибыли - не зря он написал про возможность задействования неудовлетворенных потребностей двух миллиардов человек в глобальную экономику - данная интеграция и будет называться условным вышеупомянутым информационным концлагерем).

Более того, в его книге неоднократно имеет место быть угроза существующим общественным институтам под названием "государство" (приведу самые острые высказывания):

- "Если правительства и организации на государственной основе не будут своевременно действовать в нормативно-правовом пространстве, то инициативу могут взять на себя частные предприятия и негосударственные организации";

- "Способность правительств адаптироваться сыграет определяющую роль в их выживании. Если они принимают мир, в котором.. (опустим словесную диарею Шваба), то они выдерживают это испытание. Тем не менее правительства в любом случае будут полностью трансформированы в более экономичные и более эффективные структуры власти. И это произойдет в контексте новых и конкурирующих силовых структур".

Мне кажется, какая модель общественного порядка должна, по версии Шваба, взойти на престол - объяснять уже не нужно. А те, кто будет противиться таким порядкам ждет следующее:

- "В результате мы можем стать свидетелями нарастающей поляризации в мире, которая разделит тех, кто принимает происходящие изменения, и тех, кто им сопротивляется"

- "Это онтологическое неравенство разделит тех, кто приспособился и тех, кто сопротивляется переменам, превратив их, по сути, в победителей и неудачников."

Что ж, теперь, когда я разобрал все основные моменты этого трактата, вижу острую необходимость в расстановке всех точек над "и" в вопросе технологий и научно-технического прогресса в целом. Если вы думаете, что технологии являются злом в этой ситуации, то вы, по моему мнению, сильно заблуждаетесь, ведь невероятные и поистине великие открытия в таких науках, как, к примеру, медицине, нейробиологии, биоинформатике, кибернетике и в других отраслях и сферах позволяют делать нашу жизнь лучше, безопаснее, креативнее (за счет потенциала всеразличных ПО и программ, благодаря которым можно создать если не шедевр, то полезную технологию для общества так точно), дольше и, что самое главное, полезнее и осмысленнее, что будет способствовать непомерному уровню развития культуры и образования, что в свою очередь будет означать непоколебимую корреляцию между научно-техническим и социальным прогрессом. Но есть одна большая паразитирующая угроза нашей цивилизации - элитарные группы и приспешники их оков, что решили приватизировать себе нашу планету и достижения её гениев, загнав нас предварительно в индивидуальные экосистемы, сделав из нас цифровых импотентов без нашего же ведома (процесс становления современных технологий основан на big data, которое формируется на основе наших данных, которые они собирали и продолжают, без нашего осознанного на это согласия - об этом вы можете прочитать здесь).

Кроме того, взгляните вновь на эпиграф, с которого я начал, посмотрев на него с несколько иной стороны, переварив предварительно мои выводы и размышления в процессе написания этой статьи. Всё ещё видите там угрозу в виде технологий? Или всё-таки он писал про себя и своих хозяев, которые могут как навсегда лишиться своего влияния, так и закрепиться на весьма продолжительный период...

Нужно бороться, пока у нас есть ещё и возможности, и время, и разум, а начать нужно немедленно - нам нужна революция сознания, предпосылками которой станут не социально-экономические потрясения, а сознательный выбор и изменение системы ценностей в пользу действительно светлого будущего.


Статьи на Дзен