Больше рецензий

20 марта 2023 г. 17:28

82

4 Пять судьбоносных встреч – и так появляется эпоха шедевров

Эта книга не расскажет вам об истории балета, умолчит о многих гениях и не покажет восхитительного и таинственного. Но она расскажет о постоянной борьбе Петипá, переделанные и, и по мнению авторки, немного извращенные постановки которого мы видим на сцене сейчас. Балет, по которому прошлись все, кто хотел и не совсем. Балет – такой непривычный и голый.

Людовик XIV показал нам балет в привычном виде. Он был главным танцором. Королем-солнцем. Единственный и неповторимый. Это был балет Короля.

А в XIX веке балерины думали лишь о том, чтобы отыскать себе покровителей. Чтобы не умереть в нищете, из которой они выскользнули на сцену. Приходилось учиться, нет, не танцевать – этому было время до сцены. Учится очаровывать, бросать игривые, призывающие взгляды, чтобы какой-нибудь богатый любитель балерин [любить балет было недостойно] взял тебя под свое крылышко. Все изменили итальянки и время.

Балет, как и любой танец, как и любое явление культуры, не был вне времени. Он всегда – детище избалованной публики Российской Империи. Он всегда – сломанный, еле выстоявший товарищ коммунизма. Он был во благо и во зло.

«В зеркале балета русская монархия созерцала самое себя»

Эта книга ценна для тех, кто не хочет падать слишком глубоко. Она пройдет по вершкам, но очень плотно. У вас не будет ощущения «недосказанности» [разве что совсем немного]. Под конец даже прощаешь зацикленность авторки на Петипа, потому что ну кумир и гений. И поделом ему! Она просто, с иронией расскажет о зрителях балета и его создателях. И каждый был и зрителем, и создателем, потому что с искусством по-другому нельзя.