Больше рецензий

20 марта 2023 г. 21:06

898

1 Спойлер Кровяка, гойда и прочая байда

Итак, начнём с очевидного: оскорблять по национальному признаку — плохо. Называть унизительными прозвищами, разбрасываться стереотипами, возвышать одних и расчеловечивать других — всё это плохо. Когда занимаются этим, национализм переходит в нацизм. И как раз всё это делают герои повести.

О войнах писали много. Но мало что, пожалуй, сравнится по мерзотности с «Тарасом Бульбой». И дело вовсе не в крови и кишках, не в жестокости вообще. Когда пишут о войне — логично, что будет жесть. Но тут проблемы в другом:

r10-red.png Главгерои высказываются и ведут себя как ярые нацисты. Голос автора их одобряет.

Ради интереса можете посчитать, сколько раз за книгу употребляются оскорбления вроде «жид» [еврей] и «лях» [поляк]. Причём не просто как часть цитаты, из которой слова не выкинешь. Как часть авторской речи. Для полного пробития дна — якобы аргументы: почему представители определённых народов по умолчанию тупые, малодушные, жадные, вероломные. И не люди они вовсе, а так, унтерменши басурманские.

r10-red.png Взгляд на историю — однобокий до жути. Прочтёшь — и прям обтекаешь.

Сами герои — почти все вымышленные, некоторые имеют прототипов. Но исторический фон-то реальный! Правда, поданный весьма пристрастно — и рассказчиком, и устами действующих лиц. «Они агрессоры, мызащищаимся». «Мы тоже творим жесть, но онипервыиначили». «Мы православные, мыпабидим».

r10-red.png Персонажи картонные. Дунешь, и попа́дают. Читать такое у Гоголя — вдвойне обидно.

Личностный рост вышел из чата вместе с выразительными образами. Девушек и женщин — две с половиной. И вроде логично для книги про войну XVII века. Но и в таком случае героинь можно раскрыть полнее. Как и героев мужского пола. В этой же повести шаблонны все. Когда Гоголь пробовал в фолк-хоррор и в сатиру, характеры выходили намного рельефнее.

Серьёзный конфликт намечался всего один, и тот запороли вместе с любовной линией (спойлер).

Один из главгероев вроде как выбирает между возлюбленной и боевыми товарищами. Но тяготы этого выбора поданы откровенно слабо. Душевные муки, с точки зрения рассказчика, никчёмны: для него очевидно, какой вариант был бы правильным. И уж на что трагичным должен был стать эпизод, где парня выпиливает родной отец! Но и тут всё как будто само собой разумеется: сынку-то предатель, чего тут сомневаться.

свернуть

Заглавный, гхм, персонаж не тянет ни на героя, ни на антигероя. Ведь первому должны сочувствовать, а второй должен быть наделён явно отрицательными чертами. Тут у нас перед глазами — старый нацист и женоненавистник, который клал на всё, кроме старого доброго ультранасилия. Вот только подано это как вполне богоугодное занятие, которое оправдывает в том числе голос автора.

Есть ли смысл это читать в школе? Едва ли. Это даже турбопатриотов не поможет вырастить, особенно с учётом политических реалий. Ну а если вдруг поданные идеи кажутся вам верными и вы сопереживаете старому м****у и его сподвижникам — похоже, для вас есть плохие новости.


Комментарии


"Ляхи" неравносильны "жидам", насколько мне известно. Просто историческое обозначение. "Пшеки" -- оскорбление.


Не утверждаю, что это равносильно. Мне просто кажется, что любые обзывания по национальному признаку — так себе затея. Особенно когда устами автора, а не героев даже.