Больше рецензий

24 марта 2023 г. 09:29

592

3.5 Криминальные страсти по-норвежски

«Готический» детективный роман доселе неизвестного мне норвежского писателя (а вернее, как неожиданно оказалось, писательницы) производит, вообще говоря, предельно неоднозначное впечатление. Начинается он с того, что доценту Мартину Бакке (от имени которого ведётся повествование) прислала письмо с приглашением в гости его бывшая школьная любовь, не так давно вышедшая замуж за богатого пожилого полковника, в большом (и мрачном) доме которого проживали ещё его кузина фрёкен Лунде и дочь от первого брака. К письму была сделана приписка: «Приходи во что бы то ни стало. Мне страшно»… Узнавший в гостях о том, что на надгробии первой жены полковника недавно была высечена очень странная эпитафия, господин Бакке, вернувшись, было, домой, в тот же вечер вдруг собрался и отправился на кладбище, где обнаружил кем-то пристукнутую фрёкен Лунде. Та, в принципе, легко отделалась, выйдя из больницы всего через два дня (и при этом настаивала, что на неё никто не нападал, а она сама упала и ударилась), однако приходившийся рассказчику другом инспектор столичной уголовной полиции воспринял всё так, как будто речь шла, по меньшей мере, о покушении на премьер-министра: не оставлял это дело на протяжении нескольких месяцев, привлекая к нему целый ряд своих сотрудников и т. д. (И да, когда спустя некоторое время нарисовалась главная подозреваемая, полиция не стала принимать против неё никаких мер, на основании того, что улик против неё оказалось слишком много!)
После этого уже вышеупомянутому полковнику стало страшно за свою дочь, и он нанял доцента Бакке (по такому случаю на неопределённый срок оставившему свою основную работу): формально – для занятий с ней репетиторством, а фактически – в качестве постоянного телохранителя. И тут вдобавок возникла тема некоего клада, спрятанного где-то на чердаке прабабушкой, который жильцы дома безуспешно искали (таясь при этом друг от друга) на протяжении не одного десятилетия. Ну а рассказчик… впрочем всё, молчу.
И в таком духе написан весь роман – порядка 170 страниц мелкого шрифта… Ну и как прикажете к этому относиться? – Собственно говоря, если быть предельно кратким, то более всего было бы уместно назвать всё это неким ТЕАТРОМ АБСУРДА. Однако нельзя не признать, что в целом книга оказалась довольно-таки увлекательной; в какой-то момент я реально был ею захвачен и не отрывался уже до самого конца! В связи с этим, подумалось, что ведь в мире искусства абсурд вообще встречается на каждом шагу. В частности, к таковому, с обывательской точки зрения, вполне можно отнести оперный жанр целиком (ну не общаются люди между собой в реальной жизни посредством пения!). И если, тем не менее, кому-то это нравится, значит, оно имеет право на существование. Хотя в данном случае я легко могу понять и тех, кому книга пришлась не по душе…