Больше рецензий

12 апреля 2023 г. 22:03

322

4.5 Хтонический пикап

Автор сошедший в Аид
уж тому больше двух тысчелетий
Может смело вплести опус свой
в беспринципный венок хоть сейчас

Мне нравится время от времени обращаться к античным текстам. Вопреки существующим в душе предрассудкам, которые непонятно как удерживаются в сознании и нашёптывают, что это слишком тяжело для чтения, пыльно, назидательно и занудно, я каждый раз нахожу произведения древности очень остроумными, лёгкими, и даже подчас легкомысленными.

Возможно дело в том, что перенести гекзаметр на русский ритм почти невозможно - отмечают переводчики, которым то и дело приходится грешить против стройности этого размера, что сбивает чтеца, постоянно заставляя приспосабливаться к изменяющемуся ритму, хотя задача античных поэтов была как раз обратной - ритм один раз возникнув, должен был нести стих далее как по волнам, сам подсказывая дальнейшее слово.

Итак вернемся к древнему мастеру пикапа.
Его сей труд разделен на три части, две из которых он адресовал мужчинам, третью же – дочерям Венеры.
Сильный пол автор уподобляет трудолюбивым шмелям, которые должны совать своё жало то в один цветок, то в другой, не испытывая особенных угрызений совести, использовать лесть, ложные посулы, заботу и возможно насилие для достижения своих целей. Овидий учит где следует сперва искать красавицу, как дать ей почувствовать, что она королева, и как потом унять зачатки угрызений совести, если таковые проклюнутся, чтобы избавиться от обесчещенной и обманутой девицы - во первых она сама хотела, во вторых все женщины - лгуньи, а потому вы только воздали ей по заслугам. Возмутительно? по нынешним временам не очень - мы смеёмся над анекдотами и шутками, понимая, что они нарочито пережимают ситуацию, делают парадоксальные выводы из казалось бы простых положений. И, возможно, не следует судить об античной моральной норме, опираясь на вирши Овидия - он был изгнан за аморальность этой книги прочь из Рима на "черноморские курорты". Да, есть сведения, что причина ссылки была другая - политическая, а книга послужила лишь поводом, но это всё равно указывает, что она не была безупречной и повод получился достоверным. Дошутился.

Но в книге есть немало и здравых мыслей, которые хоть сейчас включай в школьную программу:
он советует не пренебрегать комплиментами:

слыша себе похвалу и павлин свои перья распустит.
А утаи похвалу - он утаит красоту.

Овидий советует молодым мужчинам первым проявлять инициативу, объясняя это так:

"Сам преклонялся с мольбой
Юпитер, сходя к героиням.
Из героинь ни одна
Первой его не звала"...

Там достаточно можно надёргать хороших советов (лайфхаков?)) и цитат в весьма забавной формулировке

Как достойно выглядеть мужчине

Только не вздумай завить себе кудри каленым железом
Или по голеням ног едкою пемзой пройтись:
Это оставь корибантам, которые матерь Кибелу
В диких напевах своих славят фригийским вытьем.
Мужу небрежность к лицу. Похитил Тесей Ариадну,
Не украшая висков прикосновеньем щипцов;
Федре мил Ипполит, хотя Ипполит и не щеголь;
Сам лесной Адонис дорог богине любви.
Будь лишь опрятен и прост. Загаром на Марсовом поле
Тело покрой, подбери чистую тогу под рост,
Мягкий ремень башмака застегни нержавою пряжкой,
Чтоб не болталась нога, словно в широком мешке;
Не безобразь своей головы неумелою стрижкой —
Волосы и борода требуют ловкой руки;
Ногти пусть не торчат, окаймленные черною грязью,
И ни один не глядит волос из полой ноздри;
Пусть из чистого рта не пахнет несвежестью тяжкой
И из подмышек твоих стадный не дышит козел;
Все остальное оставь – пускай этим тешатся девки
Или, Венере назло, ищут мужчины мужчин.
свернуть

Читать Овидия будет сложно тому, кто не знаком с античными мифами. Я немало читала их, и то мне было трудновато продираться, хотя бы потому, что известных героев автор частенько называет по другому например Ахиллеса он назывет Пелидом (по нашему - сын Пелея, типа Михалыч), и поди вспомни сразу кто таков.
Прекрасен в стихах изложенный миф про Дедала и Икара (наконец-то у меня сложилась мозаика этого мифа окончательно из разных историй - часть его непристойна, а потому в ранее читанных детских книгах некоторые связующие фрагменты отсутствуют по понятным причинам)

Я не просто рекомендую читать Овидия, но считаю, что и Гомера и Платона и Овидия и ещё много кого читать следует обязательно, и для удовольствия и для развития, потому что их произведения лежат в основе множества произведений всех видов и жанров, современных нам, но мы об этом даже не догадываемся, а ниточка вьётся, вьётся в глубь веков.

Книга прочитана в рамках Апрельского моба в Поэтической гостиной.
У нас вообще много интересного бывает - присоединяйтесь!

Комментарии


Про изгнание Овидия говорится еще у Роберта Грейвза в Я, Клавдий , где повествование идет от имени внука императора Августа, изгнавшего Овидия за непристойный пример молодежи. Там внук восхваляет дедушку, но и рассказывает какая бабушка Ливия была злодейка и что изгнание Овидия произошло от того, что он нравился человеку, которого прямо сейчас извести у нее не получалось, так хоть любимого сочинителя изгнать. Вила, в общем, Ливия из Августа веревки. Шутка ли, собственную дочь сослал в изгнание по навету Ливии)


увы, плохо знаю античную историю через исторические романы, мне легче читать или античных авторов или документальные исследования - даже на Моммзена замахивалась (пока безуспешно),
но крайне осторожно отношусь к историческим реконструкциям через фильтр английских и американских романистов,правда этот роман был написан вроде бы до начала всеобщей толерантной вакханалии. Но почитала я об авторе. Научное сообщество опротестовало его романы, а так как я не специалист, то не хочу, чтобы сразу формировались неверные представления о периоде, который мне и так не сильно-то интересен (но знать кое-что надо всё-таки).