Больше рецензий

13 апреля 2023 г. 17:24

571

5

Сложно писать рецензии на книги о войне и концлагерях. Сложно и больно читать истории людей, прошедших через ад на земле. И наверное, неимоверно сложно написать такую книгу. Только представьте! Говорить, когда от страха перехватывает горло. Писать, когда слёзы застилают глаза. Проживать эту боль вместе с героями, переносить её в слова и открывать миру эту страшную, незаживающую рану. Говорить вместе с персонажем и за персонажа, говорить, невзирая на неизбежную критику и упрёки в искажении/преуменьшении/преувеличении...говорить, потому что об этом нельзя молчать.

Центральной точкой повествования станет немецкий женский концентрационный лагерь Равенсбрюк. Образцово-показательное заведение для исправления правонарушителей. Сюда непременно водят нацистских проверяющих, ведь так чудесно пройти под душистыми липами по Красивой дороге (до расстрельной стены!), вдохнуть чудесный сладкий цветочно-липовый аромат (лёгкий привкус пепла на губах придает пикантности), полюбоваться на огненно-красные кроны деревьев над озером и шалфей, окрашенный в цвет нацистского флага (или цвет свежей крови, если такое сравнение вам больше по душе). В целом, Равенсбрюк – прекрасное место. Если только вы не узница в этом образцовом лагере, прославившимся жестокими надзирательницами и бесчеловечными экспериментами.

Автор расскажет нам истории трёх героинь, чья жизнь так или иначе связана с Равенсбрюком. Герта – сотрудница лагеря, единственная в команде женщина-хирург, искалечившая десятки женщин. Кася – узница, одна из лагерных "кроликов", искалеченная физически, но не сломленная морально. Кэролайн – организатор благотворительного фонда, "крёстная", приложившая все возможные усилия для восстановления и возвращения к жизни этих девушек. Три судьбы и три пути. Причинять страдания. Страдать. Облегчать страдания.

На мой взгляд, Марте Холл Керри удалось в этой книге всё, а ведь она балансировала на грани. Героини получились живыми, реальными – и невыдуманные Кэролайн и Герта, и вымышленная Кася. Автор не превратила их в марионеток, они не стали ходячими иллюстрациями одного принципа, они остались людьми. Противоречивыми, загадочными, совершавшими восхитительные или омерзительные поступки. Живыми людьми, которым веришь.

Рассуждения о героинях со спойлерами

История Герты самая противоречивая. Чистокровная немка, воспитанная на нацистской пропаганде. Хладнокровная до крайности (даже подтвердившийся страшный диагноз отца воспринимает абсолютно бесстрастно):
Книга оказалась весьма полезной, и многие моменты в ней описывались более подробно, чем в наших учебниках. <...> Текст и цветные таблицы позволили разобраться в состоянии отца.
Эпителиома. Саркома. Радиевая терапия.

Если что, это повествование от первого лица. Никаких эмоций. Только беспристрастность учёного. Единственное, что расстраивает юную Герту – невозможность практиковать, ведь своей специализацией она выбрала хирургию, а при нацизме женщинам этот путь был закрыт. Поэтому, когда подворачивается возможность законно работать хирургом в концлагере, она неспособна отказаться. Исследовательский интерес берет верх. В своих подопытных она видит исключительно материал для опытов, произнося впоследствии чудовищный вердикт:
Будет лучше, если "кроликов" вообще не найдут. Общественное мнение не сможет ссылаться на то, чего не существовало.

Для нее они - лишь последствия неудавшегося эксперимента, которые лучше уничтожить. И невольно задаёшься вопросом: как женщина может стать настолько жестокой? В качестве объяснения (но ни в коем случае не оправдания) даётся предыстория героини, и "рецепт" превращения в монстра оказывается до отвращения прост: продолжительное физическое насилие в юном возрасте + нацистская пропаганда + внезапное обретение неограниченной власти над другими людьми + возможность заниматься любимым делом. Автор четко показывает момент, когда Герта переходит черту – её первый день в лагере. От ужаса и отвращения она впервые неспособна сдерживать свои эмоции, она хочет бежать не оглядываясь, но...тем не менее остаётся. Остаётся, окончательно убивая в себе человека. Думаю, для законопослушной немки решающую роль сыграло то, что всё происходящее в лагере одобряется (и поощряется!) верховной властью. Последние следы человечности исчезнут после истории с Халиной, и Герта превратится в своеобразного медицинского монстра: знания и навыки на высоте, а этики и сочувствия ни капли.

История Каси самая трагическая. Юная полячка, ещё вчера мучавшаяся сомнениями по поводу парня, сегодня оказывается в самом пекле Равенбрюкского ада. Одно-единственное задание подполья (взятое исключительно чтобы впечатлить того самого юношу!) приводит к аресту не только самой Каси, но и её близких людей: мать, сестра и подруга попадают в лагерь по её вине, и простить себя героиня за это не сможет. Касе и во взрослом возрасте свойственен подростковый максимализм и полное отсутствие чувства самосохранения. Она, конечно, выживает, вот только на плечах её с каждым днём всё больше боли и вины. Не спасла малышку Ягоду. Не защитила миссис Микелски. Не уберегла юную Луизу. Не вызволила мать. Этот груз и после освобождения не даёт Касе нормально жить, воспитывать дочь, ведь даже при беглом взгляде на Халинку героиня видит свою мать и снова чувствует собственное бессилие и вину. Не могу сказать, что Кася мне понравилась, уж слишком она категорична и жестока, даже по отношению к сестре. Зузанна кажется мне более светлой и чистой натурой, поэтому было отрадно видеть спокойный и гармоничный финал её истории.

История Кэролайн самая удивительная для меня. Невозможно не восхититься самоотверженностью, состраданием и её готовностью помогать посторонним людям. Пока Герта хладнокровно калечит здоровых людей, Кэролайн отзывается на чужое горе, отдавая всё, что имеет. Да, её история могла бы потеряться на фоне страданий Каси или зверств Герты, но есть своя доля мужества, чтобы не пройти мимо чужой беды, не отвернуться от того, кто даже не просит о помощи. И пусть её жизнь – светские рауты и наряды от кутюр, ведь любой свой костюм она без раздумий отдаст нуждающимся (например, перешив сценические образы в детские одёжки). И пусть она порой ошибается, предлагая жертвам концлагеря брендовые сумочки или отсылая детскому приюту дорогостоящий шоколадный напиток, но не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Кэролайн своим неравнодушием спасает сотни жизней.

свернуть

KillWish, 2.0