Больше рецензий

danka

Эксперт

Все равно я не вижу этой надписи

16 апреля 2023 г. 16:42

258

5

С историей о собаке, лежащей на сене, я знакома с детства по фильму Яна Фрида. Фильм, который я со всей ответственностью отношу к шедеврам советского кинематографа. Картинка, музыка, игра актеров - в нем прекрасно все! Затрудняюсь сказать, сколько раз я его смотрела, он с юности является источником наслаждения для сердца и ума, для зрения и слуха. Я знаю его практически наизусть, поэтому неудивительно, что мне до сих пор не приходила мысль прочитать саму пьесу. Но все-таки я до нее добралась. Поскольку в моей читалке пьеса в том же великолепном переводе Лозинского, герои тут же заговорили голосами Маргариты Тереховой, Михаила Боярского, Николая Караченцова, Армена Джигарханяна и других прекрасных актеров.
Разумеется, при таком знании сюжета в основном обращаешь внимание на игру слов и на места, отсутствующие в фильме. Их не так уж много и они не особо влияют на развитие сюжета пьесы, как это обычно бывает. С другой стороны, песни, звучащие в фильме, хоть и не написаны Лопе де Вега, являют собой блестящую стилизацию под испанского драматурга, органично продолжая текст пьесы. Впрочем, экранизация пошла на пользу пьесе.
Могу с удовлетворением отметить, что несмотря на то, что мой романтический возраст давно позади, эта пьеса все так же трогает мое сердце. Ни рассказанная история, ни великолепный язык, ни афоризмы не утратили для меня своего очарования. Единственное, что изменилось с годами - если раньше мои симпатии были на стороне Теодоро, то теперь я лучше понимаю Диану. Она действительно не может выйти замуж за своего секретаря, к которому испытывает подлинные чувства. А вот Теодоро - более темная лошадка, и на протяжении почти всей пьесы он только играет и с Дианой, и с Марселой. Настоящая любовь загорается в его сердце лишь тогда, когда он собирается отплыть в Испанию, чтобы больше не мучить ни ее, ни себя. А вот Марселу все-таки жаль.
Также стоит коснуться главной дилеммы пьесы - можно ли строить счастье на обмане? Вопрос не праздный, в драматургии немало сюжетов, когда обман раскрывается и такое счастье оказывается разрушенным. Все же я думаю, что в данном случае можно счесть обман Тристана как ложь во спасение.