Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

20 апреля 2023 г. 12:25

213

4

Время действия: 18 век
Место действия: Англия
Впечатления: Всё началось с портрета. Неожиданно было увидеть классический английский портрет, на котором изображались две девушки вместе как сестры, только с разным цветом кожи. Автор этой книги сразу упоминает, что для 18 столетия этот портрет был уникален (по понятным историческим причинам). Хоть девушка с темным цветом кожи и выступает в роли "младшей" сестры, но они равноправны на полотне. Она не рабыня и не служанка, одета великолепно, а на заднем фоне поместье богатого человека. И человек, заказавший эту картину, несомненно пошёл против общественного мнения, следуя которому должен был бы стыдиться наличия в семье "такой" девушки, прятать её, а не выставлять напоказ. Поэтому нельзя было не заинтересоваться историей возникновения такой необычной картины и тем, кто же эти две девушки такие. Конечно, я когда-то давно смотрела фильм "Белль", снятый по мотивам этой истории, но хотелось все же прочитать и полноценный исторический нонфикшен.

картинка KatrinBelous

"The old portrait plate at the bottom of the frame is still there today. It records the name of only the white girl - "The Lady Elizabeth Finch Hatton". The black girl remains nameless, a blank.
It was only in the 1980s that she was identified. Her name was Dido Elizabeth Belle, and this book tells her story. "

Удивительно, что до 1980 года никто не интересовался, кто изображён рядом с "белой мисс". Даже родственники лорда Mansfield (фамилии решила не переводить и оставить как в оригинале) думали, что это не портрет двух девушек из их рода, а чья-то ироничная шутка. Ну вроде как их известный предок судья всю жизнь сражался с рабством напоказ, а глядите-ка у него у самого в семье была рабыня, вот же хитрюга! Собственно, как для тогдашней аристократической "репутации" удобно было, так картину и представляли, хотя вряд ли вообще её выставляли на всеобщее обозрение. И только сейчас до этого полотна добрались историки. И оказалось, что "тёмная мисс" действительно родственница того самого судьи, и девушки сводные сестры.

Об отце девочки - капитане английского сторожевого корабля "Трент" мистере Lindsay - стоило бы написать отдельный приключенческий роман. Удивительно насыщенная и интересная жизнь была у этого моряка из аристократической семьи. Он плавал не только вокруг берегов Англии, но и курсировал на своём судне по Карибскому бассейну, гоняясь за испанскими и французскими кораблями. Погони, морские сражения, захват пленных, а может и стычки с пиратами, кто его знает, жаль не нашла упоминания писал ли капитан "Трента" дневники, я б почитала))) А когда в редкие передышки от патрулирования "Трент" причаливал, то остановка была на небезызвестном Порт-Роял на Ямайке ^_^

И тут следует понимать, что о самой главной героине Дидо известно не так много, чтобы написать целую книгу. Поэтому автор щедро разбавляет её историю различными отступлениями. Я в принципе не против, было интересно почитать о судьбе её родственников, о военно-морском флоте Англии и о том можно было ли на борту таких кораблей находиться женщине (тут я прям заинтересовалась - автор даёт в том числе отсылку на второстепенную героиню романа Джейн Остин "Доводы рассудка" - жену адмирала, которая путешествовала вместе с супругом, хоть это не было принято, а я на этот факт даже внимания раньше не обращала). Ещё тут даются просто ужасающие сведения о том как на кораблях возили рабов и что с ними там происходило. После таких данных история капитана Lindsay и матери Дидо теряет весь романтический флёр. Кстати, о "тоне" отношений этих двоих и чем они закончились, увы, ничего не известно. Достоверно одно - капитан не бросил родившегося ребёнка и хоть не ввёл в свою собственную семью ибо был женат, но отдал бездетному родственнику.

Мне очень понравился лорд Mansfield, близкий родственник капитана Lindsay и тот самый главный судья Англии, который будучи бедным и никому неизвестным дворянином из шотландской глубинки, собственным умом и талантом смог пробиться на вершину английского правосудия. Некоторые из разработанных им законов, как пишет автор, действительны в Англии и сейчас. Понравились его уважительные, даже дружеские, отношения с женой. Став богатым и влиятельным, он не отказался от неё, хоть его леди и не смогла подарить ему наследника. Именно поэтому в их великолепном поместье однажды появились 2 девочки, взятые на воспитание. Одна - незаконорожденная дочь брата лорда Mansfield, Дидо. Другая - дочь племянника лорда Mansfield, Элизабет, которая после преждевременной смерти матери была отдана скорбящим отцом на воспитание близким родственникам.

Стоит отметить, что именно при лорде Mansfield и им самим творилась английская история. Именно он участвовал в процессе, который должен был стать поворотным для рабов. От его окончательного слова зависело - будет ли отменено рабство и английские торговцы понесут громадные убытки, или торговля восторжествует, а "чёрные люди" так и останутся на одной ступеньке со скотом. Вполне возможно, что на окончательное решение судьи в том числе повлияла и его отеческая любовь к Дидо, которую он холил и лелеял всю свою жизнь. А после его смерти, Дидо получила достаточный капитал, чтобы строить свою жизнь дальше самостоятельно и в достатке.

"Lord Mansfield was an innovator. Over his long tenure of thirty-two years as Lord Chief Justice, he modernised both English law and the English court system. His ruling changed English and Common-wealth nations forever, and he was also a strong influence on the laws of the United States of America. His influence cannot be overestimated."

Наверное, можно было бы в недостатки этой работы отнести то, что она по большей части не о самой Дидо, а о людях, которые жили с ней в одно время, окружали её, были с ней знакомы. История практически стёрла личность Дидо, даже захоронение этой девушки было утеряно. Поэтому писательнице пришлось "выцеживать" крупицы данных о её жизни из биографий её опекунов, из событий, происходящих тогда в Англии, делать выводы из приходских записей в одну строчку. И из всего этого умудриться написать целую книгу! Но как по мне - по-другому составить эту работу и не вышло бы, если конечно когда-нибудь исследователи не найдут, например, письма или дневники Дидо, что маловероятно. Поэтому это не "недостаток", а особенность книги.

Читала эту работу на английском. В плане изучения языка - книга написана очень просто и разбита на удобные небольшие главы, так что с выбором я не прогадала. К тому же тема интересная, и автору удалось её хорошо раскрыть, даже за неимением большого количества информации. Поэтому логические отступления тут были как по мне уместны.

В качестве приятного бонуса - довольно часто, рассказывая историю Дидо, автор обращается к реалиям того времени, показывая их на примере действительно максимально достоверно отображенных в романах Джейн Остин. Для меня стало открытием, сколько же много тонкостей положения женщин да и просто обычаев выписано Остин, что ещё раз доказывает, что её романы не "пустые истории о чаепитиях", их стоит читать внимательно и тогда можно будет узнать много интересного)

И ещё - в последней главе автор меня крайне удивила, начав рассказывать о знакомстве самой Джейн Остин с Элизабет, сводной сестрой Дидо! И тут прям произошло озарение - у Остин же есть роман "Мэнсфилд-парк" ! Так может именно семья лорда Mansfield вдохновила писательницу на написание этой истории? А в образе Фанни, конечно же с белой кожей, всё же проглядывает история Дидо? Дальше больше - в незавершенном романе "Сэндитон" Остин вводит героиню мулатку, образованную и хорошо обеспеченную барышню. Вполне возможно, что зная историю Дидо, писательница косвенно поведовала бы её в своём романе, но увы не успела его дописать... Мне же теперь прям очень интересно перечитать "Мэнсфилд-парк" и прочитать "Сэндитон" ^_^

П.С. Задолго до книги я уже смотрела фильм "Белль", рассказывающий о Дидо. Не знаю был ли он экранизацией или самостоятельной работой. Мне фильм понравился. Но только прочитав вот эту книгу, я поняла весь исторический контекст. Увы, но то ли я не на то при просмотре внимание обращала, то ли фильм не смог показать проблему чернокожих людей в 19 веке в Англии обычному зрителю. Зато теперь я вполне осознаю насколько абсурдными смотрятся все эти современные исторические фильмы, где в главных ролях опять же люди с тёмным цветом кожи. Уж если даже Дидо общество не принимало, хотя она в него и не лезла, то что уж говорить, если бы кто-то из "бывших рабов" присвоил себе титул.