Больше рецензий

29 апреля 2023 г. 22:17

85

4

Эта книга, сборник фантастических рассказов 2014-го года издания (в Америке он был издан еще раньше – в 2009-м), столько сил из меня выжала, что я просто обязана про нее написать.

Тридцать рассказов, как водится, разного уровня и художественных достоинств (на то и сборник), представляют некий срез фантастики нулевых англоязычных, преимущественно американских авторов. Если попытаться обозначить общие тенденции, то это, как мне представляется, более мрачный взгляд на человечество как таковое. Никакого особого гуманизма, высоких идеалов и стремления к духовному развитию: люди в этих рассказах чаще всего воюют, враждуют, ненавидят тех, кто на них не похож (не только инопланетян, но и, скажем так, мутировавших людей, которые уже не совсем люди), на худой конец, просто выживают и... и, в общем, мало где проглядывает светлое будущее. Деградация, одним словом. По-прежнему, главное – сила и власть, а НТП поставлен на службу вот этому всему. Человечество преуспевает только проявляя свои худшие черты. Раньше, особенно в середине XX века, иллюзий в фантастике было как-то побольше, мне кажется.

Ну и второе наблюдение: феминистская повестка, прямо глаз режет. И я не про то, что среди авторов есть женщины (и не одна), а про обилие в рассказах женских персонажей где надо и не надо. Дамы и секретные агенты, и полицейские, и командиры космических кораблей, и просто главные. В половине случаев это просто ни к чему, но, видимо, веяния времени. И требования редакторов.

Боевой феминизм приятно наблюдать в хорошем кино (достаточно вспомнить второго «Терминатора» и дилогию «Чужих»). Да и вообще я люблю истории про сильных женщин, однако в американской фантастике на них прямо клин, если судить по этой книге. Ладно, не буду придираться: все-таки у нас тут еще благословенные нулевые, когда в Америке не орали из всех щелей про цвет кожи персонажей и их сексуальные предпочтения, насильно пихая везде повесточку в лошадиных дозах. Тут у нас, слава богу, в целом нормальная фантастика, ура. И довольно об этом.

Рассказы из данной антологии я субъективно поделила на 6 групп, проранжиривав их в порядке убывания читательского интереса и художественной ценности.

· Отличные рассказы и повести

(да, пара вещиц вполне тянет на повесть)

В них все прекрасно, начиная с самой истории, фантастической составляющей, того, как показаны люди (отдельные персоны и человечество в целом), посыла, а главное, читать интересно и не тонешь во всяких научных терминах. Авторам – респект, они настоящие мастера своего дела. Тут я не буду оригинальной и назову два бесспорных бриллианта сборника: «Шесть измерений пространства» и «Пять триллеров». С некоторой натяжкой сюда же отнесу «Нексус Эрдмана» — эта прелестная жемчужина поскромнее, но тоже очень понравилась, хотя там не так все залихватски, как в первых двух, да и размах несравним.

· Очень крутые вещи, поражающие воображение фантазией авторов

Это те рассказы, в которых настолько хорошо продуман и прописан мир (да-да, важно, чтобы автор еще и писать умел!), что сама история отходит на второй план. Часто в таких рассказах речь идет о чем-то обыденном для данной вселенной, какие-то довольно банальные ситуации, но антураж – буквально пиршество для внутреннего взора. К таким изумрудным россыпям я без всяких колебаний отнесу «И бежали мы от падшей славы вавилонской», «Кристальные ночи» и «Голос хозяина».

· Оригинальные и необычные истории

Тут все просто: может, эти вещицы и не бог весть что, но меня они порадовали остроумием, занятностью и просто легли на душу. Я бы даже сказала, что они все... не знаю, бытовые, что ли. Но на мой вкус: свежо, необычно, очаровательно, а читать легко и приятно. Среди опалов, мягко отражающих всю красоту фантастической обыденности: «Буджум», «Свести баланс», «Экстремальная экономика», «Лучемет: История любви», «Лестер Янг и блюз «Луны Юпитера» и «Бабочка, упавшая на заре» (последние 6 рассказов в книге почти все удачные).

· Хорошие добротные рассказы

Крепкие середнячки с внятной историей, минимумом фантастики и вызывающими симпатию персонажами, как правило, близкими и понятными. В меру интересные, оставляющие положительное ровное впечатление. Гладкие и приятные на вид агаты данного сборника: «Игрок», «Сияющая броня», «Злобный робошимпанзе», «Политический заключенный», «Город мертвых» и «Агенты». Пожалуй, сюда же отнесу рассказ «Старые друзья» — странноватый, хоть и не лишенный привлекательности гранитик, который спасает его краткость.

· Проходные рассказы

Разочаровывающий или вообще никак не зацепивший литературный пирит. Банально, блекло, скучно: «Слова на букву «н», «Герой», «Приезжие», «Поставщик яиц». Чуть получше в плане литературы и вообще смысла (тут у авторов все же есть свой стиль), но тоже оставившими равнодушной: «Яблоки Тьюринга», «Голубое небо, обнимающее Землю и уходящее во тьму», «Иллюстрированная биография лорда Гримма» — холодный мрамор умствований, философии и типа всамделишности (в последнем случае). Мимо. Ну и конечно блестящая стекляшка «Достойный юноша» — это я вообще читать умучилась. Обертка, в целом, неплоха, но затянуто, скучно, короче, пустышка.

· Дурацкие рассказы

К счастью, только два булыжника утежеляют совершенно напрасно и без того увесистую книгу (я, между прочим, этот кирпич три недели в общественном транспорте таскала!): «Дни чудес» и «Приговор». Вообще не понравились. Первый – претенциозная бредятина, второй – просто дрянь. Выкинуть бы их к черту – и сборник вышел бы практически безупречным.

Ну и особняком стоит повесть «Слеза». Не знаю, куда ее отнести: она у меня, по идее, должна болтаться между вторым и третьим рангом, но читать было тяжело и скучно. Притом размах и замысел я оценила.

____________

Попробую (повторяю, это чисто субъективный, мой личный ранг) расставить рассказы в порядке убывания моей любви к ним. И сказать про каждый хоть пару слов, дабы никого не обидеть.

1. «Пять триллеров» (автор Роберт Рид)

Люди больше не хотят быть просто людьми, «сапиенсами». При помощи генетической хирургии они меняют свою биологическую природу:

...девиз движения <генетического> Возрождения: БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ИНЫМ.

Отсюда «мохнатые существа с огромными золотистыми глазами и ухмылкой хищника» и люди-муравьи (шесть конечностей, живут в «гнездах» и т.п.) Таких, конечно, меньшинство, но достаточно, чтобы портить жизнь остальному человечеству, ибо это уже нелюди. Но у человечества есть шанс, ибо существует Джо Кэрроуэй – супермужчина, с изрядным набором ТТХ (благодаря синтетическим генам), от умственных до физических, и абсолютной аморальностью. На протяжении пяти новелл показано восхождение этого человека к вершинам власти. При этом, именно потому что он всегда действовал без сантиментов, зачастую подло, решительно и хладнокровно, у людей и, так сказать бывших людей (да-да, мутанты никуда не делись) есть надежда на будущее. Так не все ли равно, каковы его моральные принципы (точнее, отсутствие таковых), если все это для блага человечества?

Очень захватывающе, написано отлично, темп выдержан, местами даже жутковато (я про мутантов, которые считают себя лучше обычных человеков), в общем, идеально выдержан баланс между приключениями и смыслом. Повесть глубже, чем кажется, потому что я отчетливо вижу в ней параллели с тем безумием, что творится сейчас в Америке и Европе и насильно насаждается среди подрастающего поколения (все эти трансгендеры, смена пола с пяти лет, ...дцать полов у человека и проч.) – это один из сценариев, по которому может пойти развитие человечества. Дай бог нашим потомкам такого лидера как Джо. Но надежду нам автор оставил.

Будьте эгоистами. Будьте злыми. Будьте сильными, и не забывайте: доброта — это роскошь. Сочувствие — ущербная слабость.

2. «Шесть измерений пространства» (автор Аластер Рейнольдс)

Еще одна шикарная новелла, чуть-чуть уступающая предыдущей.

Женщина-секретный агент под кодовым именем Желтая собака (остроумное имя для монголки) должна разобраться в странных явлениях на отдаленной космической станции. Речь о некоем транзитном «коридоре», по которому летают космические корабли, и куда прорывается нечто – не из этого измерения. Уже очень скоро ее миссия выходит за рамки обычного задания.

Да, звучит корявенько, но не хотелось бы портить удовольствие тем, кто захочет прочесть это произведение. Приключения агента (все жестко, никаких скидок на то, что это женщина, да и сама она кажется железной – во всех смыслах) читаются на одном дыхании, а вся эта параллельная вселенная – очень даже наводит на размышления. Насыщенное, интересное и довольно необычное повествование, идеальная смесь космической оперы и научной фантастики (бывает и такое). Читала, «раскрыв рот».

Многие полагают, что владычество над звездами предначертано нам волей Небес, так же они благословили нас на установление единой власти в прежде разрозненных землях Великой Монголии... мы (если хотите, называйте нас монголами, или просто человечеством – разница теперь невелика) всегда стремились придать совершенство всему, что попадало нам в руки.

3. «Нексус Эрдамана» (автор Нэнси Кресс)

Интересная, необычная и где-то экзистенциальная (неожиданно!) повесть о Выборе, который предстоит сделать каждому на пороге смерти. Кресс (ей было шестьдесят, когда она написала это произведение) осмеливается предполагать, что будет там. Отдаленно это похоже на выбор между раем (но не человеческим) и небытием. И в общем, я понимаю и тех, кто сделал выбор в пользу слияния, и тех, кто отказался от этого. Мудрая, человечная — и крайне философская вещь при всех бытовых подробностях. Многих почему-то оттолкнуло, что речь идет о доме престарелых и его обитателях, а меня – нисколько. Ну и что, что старики? Это люди прежде всего. В «Нексусе...» самые живые и правдивые, отлично прописанные характеры во всем сборнике, плюс походя поднимается остросоциальная проблема домашнего насилия. И как обычно, находится самый умный среди героев, физик-ядерщик в прошлом, который догадывается, что за странные вещи творятся со всеми ними. Очень задумчивая новелла, не самая простая.

«С другой стороны – личность Генри Мартина Эрдмана. Если он сольется с этим сверхсознанием, то перестанет существовать на уровне себя, его отдельного разума.  А собственный разум значил для Генри все»

4. «Голос хозяина» (автор Ханну Райаниеми)

Все просто – пес и кот хотят быть рядом с ушедшим Хозяином, особенно, понятное дело, пес. Вот только это уже не совсем братья наши меньшие...

Чудный по антуражу рассказ в жанре киберпанк. Он настолько насыщен диковинными образами: «дождь из красных фрактальных кодов», «кот напрягает экзомускулы своих доспехов...», «по канатам карабкаются лифты-пауки» и т.п. — что погружаться во всю эту густо насыщенную электронную реальность – отдельное удовольствие. Опять же популярная идея о ненасытности человечества, о его одержимости вечной жизнью – и порождаемые этим неразрешимые мирным путем проблемы. А вся нано-шелуха не отменяет смысл довольно трогательной истории о собачьей верности и дружбе-сотрудничестве между двумя самыми популярными видами домашних любимцев.

«Когда люди обнаружили, что сознание оставляет отпечатки, они начали делать свои копии... Множественные – так называли их люди... Представь, что на твоем Месте живет тысяча собак, но есть только один мяч»

5. «И бежали мы от падшей славы вавилонской» (автор Майкл Суэнвик)

Еще один крайне причудливый мир, где практически каждая фраза так насыщена подробностями, что хочется вчитываться и вчитываться, чтобы не упустить чего-нибудь. Действие происходит на планете Геенне (уже хорошо; вообще в тексте множество библейских отсылок), где представители человеческой расы (естественно, беспринципный циник) и расы разумных многоножек (брр...) после чудовищной катастрофы вынуждены объединиться, преследуя каждый свои цели, причем... ммм... членистоногое какбэ более нравственно, чем Homo Sapiens.

Все хорошо: оригинально, завораживающе, в меру цинично да и стеб есть (не, ну Дядя Ваня — это за гранью, правда!), но не хватает подробностей. Кажется, это внецикловый рассказ, а жаль:  мир сногсшибательный.

«Представьте, что Гауди... наняла ужасная раса гигантских черных черных многоножек, чтобы он воссоздал Барселону в блеске ее славы, не забывая при этом о Запретном городе XVIII века и Токио XXII, причем в рамках одного здания во много миль высотой... умножьте на тысячу, и вы получите отдаленный призрак намека на то великолепие, каким был Вавилон»

6. «Кристальные ночи» (автор Грег Иган)

А что, если некий человек возомнит себя Богом? Создаст некие разумные сущности (виртуальные конечно, ИИ в помощь), которые будут ему поклоняться? Здравая мысль о том, что Богу – Богово, а кесарю — кесарево еще нигде не была так актуальна.

Для меня этот рассказ был сложноват (это «твердая» научная фантастика), потому что он насыщен всякими научными терминами из области квантовой физики, но основную мысль я уловила. Эффектно, и есть, что «пожевать», не сломав при этом зубы. И как мне кажется, крайне актуально в свете нынешних тревог о развитии искусственного интеллекта.

«Скорее всего, фиты открыли поле Хиггса и вызвали вспышку чего-то наподобие «космического расширения». Однако то, что они проделали, не было столь простым, как всего лишь раздувание крошечного кусочка вакуума в новую вселенную. Они не только ухитрились создать «холодный Большой Взрыв», но еще и затащили большой кусок обычной материи в созданную ими «карманную вселенную», после чего ведущая к ней «червоточина» сжалась до субатомного размера и провалилась сквозь Землю»

7. «Лестер Янг и блюз «Луны Юпитера» (автор Горд Селлар)

Инопланетяне, оказывается, не только хотят нас уничтожить или поработить – они не прочь на нас подзаработать. А что такого? Припрет — и на жабу пахать будешь (хи-хи!) Один безработный музыкант соглашается вписаться в гастрольный тур по Солнечной системе на инопланетном корабле, но постепенно до него доходит, что не все тут чисто, и у коварных амфибий есть скрытые цели, далеко не безобидные для людей.

Не понимаю, почему никто не удосужился оценить этот колоритный и неглупый рассказ. Один читатель только его упомянул, но тут же замахал руками, мол, отвалите со своим дурацким джазом. Да мне тоже джаз глубоко чужд, я в нем ни смыслю вообще ничего, но это не помешало мне насладиться творением Селлара. Во-первых, атмосфера: да, все про джаз, про реальных джазменов (я многих даже знаю по именам, это ведь настоящие легенды в мире музыки), и весьма достоверно, как мне представляется, переданы нравы в этой среде, с их специфической лексикой и манерой поведения. Это интересно и чувствуется, что автор в теме (благо он джазоман и сам играет на саксофоне). Во-вторых, по-настоящему оригинальная идея о том, что отношения с инопланетной расой могут быть вполне партнерскими и взаимовыгодными (капитализм – он и в космосе капитализм). Но не стоит слепо доверять чужакам, предостерегает автор, – мы никогда не поймем их психику и образ мыслей. Тем не менее, каким-то жабам человечество так просто не одолеть.

Один из самых оптимистичных рассказов в сборнике. И не надо бояться джазовых терминов! Не так уж и много их тут.

«Конечно прошли годы, и наш стиль тоже стал считаться старомодным, а люди начали критиковать и поливать нас помоями только потому, что мы летали на жабьих кораблях.... Нам оставалось только огрызаться в ответ и пытаться напомнить, что именно мы первыми дали отпор этим инопланетянам»

8. «Буджум» (авторы Элизабет Бир и Сара Монетт)

Довольно необычная фантазия о симбиозе женщины и разумного космического корабля, приправленная лавкрафтовскими ужасами.

Конечно, герои-люди и сами небезупречны (речь, собственно, о пиратском корабле), но космические твари, созданные больным воображением ГФЛ, типа грибочков Ми-Го – в сто раз хуже. У меня рассказ вызвал смешанные чувства отвращения и облегчения. Но для любителей отца хоррора – лакомый кусочек.

«Худшее, что с нею приключится, это смерть. А это в сто световых лет приятнее, чем возможные предложения Ми-Го»

9. «Свести баланс» (автор Джеймс Камбиас)

Правдивый рассказ из жизни честных контрабандистов, пардон, перевозчиков в Солнечной системе. Жизненно, достоверно, реалистично,  хоть дело происходит в будущем, только вот речь идет о роботах.

Забавно читать про разумные железяки, которые ведут себя как люди. Причем, самые что ни на есть работяги-пролетарии или мелкие мошенники. Все так буднично и обыденно, что аж оторопь берет. Рассказ незатейлив, но занятен и оригинален.

«Гибридные ракеты-носители вроде меня – временная техническая мера, затычка в пробоине. Когда-нибудь каждая луна Сатурна обзаведется собственными катапультами и орбитальными терминалами, а грузы между этими лунами будут перемещать ионные буксиры, которым не понадобится повсюду таскать с собой стартовые двигатели. Я решила не путаться под ногами, когда этот день настанет. В окрестностях Урана... опытному грузовику вроде меня работы хватит на годы»

10. «Экстремальная экономика»(автор Морин Ф. Макхью)

Оптимистичная и легкая история о том, как две девушки в коммунистическом Китае недалекого будущего нахлобучили зловещую био-корпорацию. Не совсем законным путем, конечно, но против лома нет приема.

Из этого рассказа вышло бы отличное кино. Фантастики здесь практически нет (рабский труд в современном мире, увы, не редкость), но сама история бодрая и жизнеутверждающая. Трагикомический олух из компартии невольно помогает двум фабричным девчонкам решить собственные проблемы и начать борьбу с бездушной корпорацией «Новая жизнь», превращающей своих сотрудниц в вечных должников. И юным бунтаркам сопутствует успех.

Обожаю такие истории. Они показывают, что жить по принципу «что я могу сделать один? Все равно ничего не изменится» – неправильно. Шанс есть всегда, ведь капля камень точит.

«– В моем офисе в провинции Гуаньдун, – объяснил господин Вэй, – раньше числилось двадцать человек специальных агентов. Теперь остались только я и госпожа Янг.
– Все умерли от птичьего гриппа? – предположила Джейлинг.
– Нет, все уехали работать по контракту в Саудовскую Аравию. На Ближнем Востоке платят огромные деньги. Гораздо больше, чем в Китае»

11. «Лучемет: история любви» (автор Джеймс Алан Гарднер)

Главный герой, еще будучи ребенком нашел в лесу загадочное инопланетное оружие, как выясняется позже, обладающее собственной волей. Что или кто это, так и осталось неясным, но данный артефакт повлиял на судьбу героя крайне необычным образом.

Приятная и интересная история, гармонично сочетающая в себе фантастику и романтику. Повествование спокойное и размеренное, но при этом увлекательное. Оно, кстати, все-таки больше про людей. И дамам, надо сказать, тут досталось. Первая – наивная дурочка, с забитыми всякой фигней мозгами, вроде той, что «все мужики думают только об одном!» Девочки! Ну не трясите вы сиськами, когда парень собрался с вами поделиться чем-то сокровенным! А то ведь он и разочароваться может, что вы не головой думаете, а причинным местом. Я бы и сама в такой разочаровалась. А вторая девица – просто тупая сука. Что за бредятина: «у него не должно быть от меня секретов!» Ну и чего ты добилась своей настырностью? Поздравляю, коза. Туда тебе и дорога. Но я на автора не в обиде за столь глупых куриц в женских ролях, а то мадамы и так сплошь и рядом в этой книге на первом плане. Для разнообразия можно и типичных баб показать, а не только всяких супервумен.

«Я не Человек-паук, – подумал он. – Я Фродо»

12. «Бабочка, упавшая на заре» (автор Алиетт де Бодар)

Что, пиндосы, как вам живется под китайцами? (Извините, не удержалась).

Рассказ из цикла «Вселенная Сюйя». В этой альтернативной истории Кортес сотоварищи просрали Конкисту, так как местным индейским племенам помогли китайцы, и европейцы с позором ретировались. Госслужащая Хуэ Ма, сама этническая мешика (т.е. из местных ацтекских племен), расследует смерть модной художницы Папалотль, известной своим фривольным образом жизни.

Приятно, что среди англоязычных фантастов есть такие нестандартные авторы (специально поискала инфу о Бодар; она французско-вьетнамского происхождения и, хотя родилась в Америке, видимо не считала нужным до усрачки радоваться тому, что имеет американское гражданство. Живет во Франции), которые имеют дерзость переписывать историю Америки именно таким образом. Для этого надо иметь неамериканский образ мыслей.

Но вернемся к рассказу. Как детектив он не впечатляет, однако ацтекский колорит и вообще нестандартное изображением Самой Главной Страны подкупают. Ну и, конечно, смачный плевок (я это так воспринимаю) в так называемые американские ценности: нельзя продавать за деньги свою историческую память, делать из национальной и/или семейной трагедии объект наживы. Чтить надо, а не потреблять (это и для нашей страны актуально). А то ведь могут и не понять.

Красивый рассказ, по-восточному тонкий и вдумчивый.

«На экране возникло стилизованное изображение бабочки, символа Кетцалькоатля, бога знаний и электроники»

13. «Политический заключенный» (автор Чарльз Коулмен Финли)

Действие происходит в тюрьме на некой принадлежащей землянам планете, куда попал главный герой, правительственный агент, чудом избежавший смерти в ходе государственного переворота. Там же содержится и группа инопланетян, когда-то бывших людьми.

Мрачная и тяжелая история, где фантастики совсем немного. Нацизм, беззаконие, зверства, расовая нетерпимость, геноцид, убийства и тяжелые будни в тюрьме, где каждый пытается выжить, как может. Что характерно, инопланетяне-адарейцы (они как люди, только ростом повыше, да кожа с волосами зеленые) гораздо человечнее так называемых нормальных людей. В общем-то, все ОЧЕНЬ похоже на правду. Замените адарейцев какими-нибудь сирийцами – и будет почти документальная повесть.

«Это был первый шаг к осквернению человеческого тела, превращения в нечто иное, чем образ и подобие Божие. Макс приписал подобные эксперименты адарейцам... и окрестил их «свинолюдьми»

14. «Сияющая броня» (автор Доминик Грин) и «Город мертвых» (автор Пол Макоули)

Два добротных вестерна в космическом антураже. Хорошие парни (точнее, старик и женщина, соответственно) побеждают плохих. В первом рассказе – речь о корпорации, которая хочет отравить источник в отдаленной деревне, во втором – просто ОПГ, которой надо докопаться до героини – в прошлом авантюристки, перешедшей на службу в полицию. Очень прямолинейно и очень по-американски, но со своей задачей развлечь читателя авторы вполне справляются. «Броня» – более четкий и внятный рассказ, а «Город мертвых» чуть более заморочен (чего только стоит старушка – «королева крыс»), но это его не портит.

15. «Игрок» (автор Паоло Бачигалупи)

Будни юного лаосца-беженца, сотрудника электронного издания, который пишет на темы никому не нужной экологии. Редактор (опять баба!) требует от него увеличить количество подписчиков в пятьдесят раз, а иначе – давай до свидания! Как вы думаете, справится ли он?

Это не фантастика – это уже давно наша реальность. Чуть-чуть в техническом плане еще не доросли, но в целом здесь отлично показано, как СМИ манипулируют людьми, навязывая им всякую херню, лишь бы отвлечь от реальных проблем. Парень-лаосец молодец, не поддается. Побольше бы таких принципиальных людей.

Идейно рассказ перекликается с «Экстремальной экономикой» и «Бабочкой, упавшей на заре». В общем, злободневно и, увы, правдиво в описании технологий по оглуплению масс. Очень все печально, конечно.

16. «Злобный робошимпанзе» (автор Мэри Робинетт Коул)

Короткая зарисовка о том, каково быть между молотом и наковальней, даже если ты разумный шимпанзе.

Не понимаю, почему в отзывах так хают этот рассказ. Это всего лишь растянутая на две страницы иллюстрация в духе старой фантастики Пьера Буля. Просто не слишком умелая, наверное, попытка, показать переживания существа, которое, как та птица, что от ворон отстала и к павам не пристала. Но низкой оценки он явно не заслуживает.

17. «Яблоки Тьюринга» (автор Стивен Бакстер)

Ученые с помощью телескопа на обратной стороне Луны ловят некий сигнал из далекой галактики. Один одержимый желает во чтобы то ни стало его расшифровать.

Не разделяю восторгов по поводу этого рассказа. Он перегружен малопонятными терминами, скучен, а философская нота в конце показалась мне банальной. Впрочем, может как-нибудь и перечитаю. На данный момент я мало что в нем поняла.

18. «Слеза» (автор Йен Макдональд)

Некий странный мир (похожий на земной), где малец по имени Птей отправляется в некое подобие буддийского монастыря, чтобы совершить обряд инициации, в результате чего у него будет не одна личность, а восемь.

Н-да, это такая блистательная фантастическая шизофрения. Произведение красивое, но настолько замороченное и путанное, что я, даже дочитав, уже забыла о чем там речь. В каждой новой главе (а это повесть) действует новая ипостась Птея. К чему это все, я не поняла. Тот случай, когда форма преобладает над содержанием. Очень все причудливо и где-то завораживающе, но абсолютно бессмысленно. А еще скучно и затянуто.

19. «Агенты» (автор Кристин Кэтрин Раш)

Политический детектив в альтернативной реальности, где Роберт Кеннеди жив-здоров, а всесильного Гувера внезапно грохнули. В меру занятно, хотя я всегда подозревала, что это их ФБР – довольно гнилая контора.

20. «Старые друзья» (автор Гарт Никс)

Человек-дерево сражается с враждебными водорослями и тоскует по покинувшим его друзьям.

Кхм, звучит как бред сумасшедшего, но все не так плохо. Ассоциации не самые ужасные: энты, валькирии. Сюрреалистично, пожалуй, и вообще на любителя. Но разок прочесть можно.

21. «Слова на букву «н» (автор Тед Косматка)

Женщина с маленьким сыном приезжает на похороны мужа, нелепо убитого каким-то неадекватом. Муж был клоном неандертальца.

Тоже непонятно, почему аж 4 отзыва на этот простой рассказ. Тема клонирования сейчас как-то подзабылась (а мне она никогда и не была интересна), а латентный страх людей перед иными, пусть и подобными им – ну это уже набило оскомину. По-моему, народ впечатлила свежая мысль о том, что неандертальцы, если бы их и впрямь возродили, стали бы новой улучшенной породой людей – не только в физическом, но и в умственном плане. Да, такое осознавать не слишком приятно, хотя, между нами, товарищи, это – оголтелый расизм.

22. «Иллюстрированная биография лорда Гримма» (автор Дэрил Грегори)

А что будет, если в городе из какой-нибудь комикс-вселенной начнется, условно говоря, схватка титанов, и обычные жители будут вынуждены спасаться из горящего и рушащегося города?

Вот в такой ситуации оказалась героиня с братишкой, совсем ребенком. Все рушится, горит, паника, смерть... Лес рубят – щепки летят.

Ну тут хотя бы внятный сюжет. Но мне не понравилось. Как-то мне комикс-эстетика вообще не близка, ни в каком виде. Запомнились разве что строительные рабочие-мутанты (кто с кожистыми крыльями, кто еще с чем), почему-то сплошь прибалты. И на том спасибо, улыбнуло.

23. «Герой» (автор Карл Шредер), «Приезжие» (автор Пол Макоули), «Поставщик яиц» (автор Мэри Розенблюм), «Голубое небо, обнимающее Землю и уходящее во тьму» (автор Джей Лейк)

Все эти рассказы слились для меня в одно невзрачное серое пятно. Едва помню, про что там речь: в «Герое» парень из цирковой семьи хочет спасти свой мир-пузырь (сам мир любопытен, но этого мало) – и, кажется, что-то героическое совершает, жертвуя собой;  «Приезжие» – история про тупых подростков, болтающихся по колонии Земли на одном из обжитых спутников Сатурна и сующих нос, куда не надо (один так и вовсе чуть не помер из-за своей глупости и горячечного воображения), хотя там походя поднимается важная тема отчуждения между родителями и детьми; «Поставщик яиц» – про благородного чела, мотающегося в непопулярный и неблагополучный район с целью лечить людей целебными яйцами (я бы тоже такие поела!); а «Голубое небо...» – про какого-то странного типа, который был когда-то то ли важной птицей, то ли преступником, то ли агентом, а теперь в каком-то захолустье мастерит сувениры для туристов из то ли метеоритных обломков, то ли еще из какой-то радиоактивной гадости.

Все эти произведения меня вообще не зацепили и никак не запомнились. Все посредственно, неинтересно и уныло.

24. «Достойный юноша» (автор Йэн Макдональд)

Рассказ из цикла «Индия». Индия недалекого будущего. Парень из приличной семьи хочет найти себе нормальную девушку с целью создания ячейки общества.

Очень скучно, как по мне. Я равнодушна к Индии и всему индийскому, а тут все так подробно расписано – с изрядной долей вымысла конечно. А сам посыл, что люди настолько утратили коммуникативные навыки, что даже их, гм, виртуальные помощники скорее полюбят друг друга, чем они сами, удовольствия от прочтения не прибавляет. Макдональд однозначно не мой автор.

25. «Дни чудес» (автор Джефф Райман)

Далекое будущее. Человечество вымерло. На Земле обитают разумные животные, хотя окружающий мир  по-прежнему жесток, и в Природе есть хищники и жертвы. Но не все готовы мириться с суровой действительностью.

Это самый нелепый фантастический рассказ, что я читала в жизни. Ну ладно, разумные лошади – это прикольно. Только почему у этих новоиспеченных гуигнгнмов упоминаются «руки», а у одной, пардон, «груди»? Кентавры что ли? Тогда странно, что, стреляя из ружей (!) они встают на дыбы. А откуда они пули берут? Там им какие-то белки вроде их скатывают из каких-то железных отходов, как скарабеи навоз (охренительно! Хочу таких белок к себе на дачу). А кошка (я так понимаю, в расе Котов зверюшки размером с пум) как стреляет? А какие-такие «семена» Предки (то бишь люди) посеяли в млекопитающих, чтобы те обрели разум (хотя, заметьте, птиц они оставили безмозглыми тварями)? И каким образом, я стесняюсь спросить? И почему у Котов какая-то память осталась, а, к примеру письменностью (!) обладают только медведи? (не-не, не надо гордиться, что русские медведи самые умные вдруг оказались – речь о белых медведях). Ну в общем, продолжать бессмысленно – нелепостям в рассказике нет счета. Такая дичь. Хотя сюжет какой-никакой имеется, а мысль об одиночках, меняющих историю, даже кажется уместной.

Что курил автор???

26. «Приговор» (Гвинет Джонс)

Группа товарищей во главе с тетенькой (с какого перепугу она там главной стала?) летят на космическом корабле черт-те куда отбывать тюремный срок.

Это вообще песня имбецила. Какой-то бред, непонятно о чем (как они там будут существовать, в пункте назначения, если вроде как умрут? А при этом они должны там что-то делать, работать, как нормальные зэки). Авторка (она недостойна называться Автором), по-моему, просто отрабатывала повесточку. Ну правда: тетка, которая главная, вдруг западает на девицу-товарку по несчастью, туповатую на вид (вроде как она обколота наркотиками), и у них там любовь и секс, которому уделено неоправданно много внимания (спасибо, что без подробностей). При этом изначально тетка нормальная, но, видимо, из-за безысходности осознала собственную бисексуальность. Еще там есть угрюмый бородач, самопровозглашенный гуру, который что-то вначале глубокомысленное ляпнул на тему вечной жизни (кажется) и заткнулся до конца рассказа. Все остальные вроде как ждут чего-то от Главной, а той лишь бы трахаться. А да, еще там есть русский зэк, с – приготовьтесь! – армянской фамилией и молдавским именем. Все – занавес. Тушите свет.

Я редко такое говорю, но – не читайте это говно.

P.S. Русские и Россия, кстати, кое-где эпизодически всплывают. Конечно, в контексте: репрессии, ГУЛАГ – американская пропаганда в действии. Лишь автор «Блюзов Юпитера» упомянул о русском музыканте, взявшем с собой в турне книги (!) Респект и уважуха, камрад.