Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 февраля 2014 г. 20:29

644

4.5

Почему вдруг арабскому историку, доктору наук, захотелось поговорить о становлении веры? Причем ладно бы в исламе, нет, в христианстве V-го века нашей эры, когда в Александрии, одном из древних центров веры, в раздорах и гонениях происходило становление государственной религии. А может это случилось потому, что арабский ученый, директор Центра древних рукописей Александрийской библиотеки оказался специалистом по ранне-христианским письменным источникам и обладателем бесценной информации, в которой не очень нуждаются не только правоверные мусульмане, но и современные христианские богословы? Наверное, в исламской традиции подобные изыскания нежелательны (это мои догадки, я не сведуща в этих вопросах), но все же книгу, затрагивающую основы чужой религии, врят ли просто так изъяли из продажи в его стране. А христианская церковь всегда накидывала флер стыдливости на многие неблаговидные свои деяния. Еще, судя по эпиграфу, этой книгой ученый закончил какой-то важный спор с собственной дочерью. «Это, дочь моя, мое откровение, которое никогда не было ниспослано обоим мирам». Какому из миров откровения не досталось?

Роман представляет собой дневниковые записи, написанные неведомым миру монахом Гипой, в 490-х годах нашей эры, найденные неизвестным археологом в наши дни и опубликованные после его смерти. Гипа - совсем не герой, человек верующий, творческий, мягкий и любящий, замечательный лекарь, поэт и регент детского церковного хора. В своем дневнике он расскажет нам о событиях, свидетелем которых ему привелось быть. Учитывая характер этих событий, удивительно крепка окажется вера в этом тихом и робком на первый взгляд человеке.

Первое столкновение с человеческой жестокостью в детстве – за то, что отец мальчика приносил рыбу жрецам старого бога, люди, называющими себя христианами, убивают его во имя веры. Это заставляет его покинуть родные места, но не отвращает от религии. Второй раз он столкнется с человеческой жестокостью, когда отправится в Александрию за знаниями. Он будет мечтать о занятиях в знаменитом александрийском Музейоне, о посещении известной на весь мир библиотеки. А вместо этого на руинах сожженного Музейона христианские мракобесы разорвут на клочки Гипатию, женщину–ученого, математика и философа. Она будет молить о помощи, но он не осмелится ей помочь. И вновь страдания и моральное опустошение заставят его обратиться к истокам веры, искать поддержки у святых отшельников и совершить паломничество в Иерусалим. Видимо бог сжалится над ним, и даст ему годы спокойствия в стенах монастыря близ Алеппо.

Но будет еще один кризис – он полюбит женщину, а в это же время, в одной из битв за «правильную» веру, падет в борьбе со своими церковными врагами его любимый наставник. Противник привлечет на свою сторону Императора и Папу и его вера окажется «правильнее». Кризис будет так силен, что у героя он из духовной сферы перейдет в физическую – и чуть не убьет его, но по всем известной поговорке, сделает только сильнее.

Самое интересное – это конечно общение Гипы с тем, кого он называет «Азазель». Чья это «ипостась» ? Самого ли героя – то, что сейчас мы называем «бессознательное», или самого врага всего сущего? Или это голос его совести? Но больше всего мне нравится объяснение самого автора. От имени этой сущности он говорит: «— Гипа, я и есть ты, я — каждый из вас. Вы видите меня рядом всякий раз, когда пожелаете. Я всегда готов снять ответственность, отменить обязательства и оправдать любого приговоренного. Я — желание, желающий и желаемый; я — слуга человеческий, тот, кто подстрекает его идти на поводу собственных заблуждений». То есть это та темная сторона человеческой натуры, «зверь внутри нас», которому приличный человек обязан противостоять, и не важно, какую он исповедует веру. И получается, что в основе любой веры лежит нравственный закон, и если человек переступает через него, то грош цена всем его молитвам и декларациям.
Мне понравилась обложка русского издания. Через прореху в старом пергаменте мы видим страдающие человеческие глаза. Чьи они? Что они видят?

P.S.Спойлер

Не уверена, что поняла концовку, поделитесь, кто прочитал! Ведь в конце Гипа уходит из монастыря, поняв что бог в сердце человека, где бы он не жил; и чтобы любить бога не обязательно быть монахом, можно просто жить, любить жену, растить детей и верить?

Прочитано в рамках флешмоба "Вокруг Света с... Литературным Персонажем" - Египет.

Ветка комментариев


Какой, однако, извилистый путь для такого послания. Да, все религии призывают к смирению :)) Только вот Гипа-то его как раз в конце и не проявил. А может послание-то в том, чтобы церковная власть не заигрывалась в эти свои игры. А то ее паства возьмет котомку, затянет пояс, да и отправится куда-нибудь еще (с Богом в сердце) :)))


Я думаю, он проявил смирение и верность себе. Благодаря Азазелю. Ну и кому была бы польза от испуганного, разочарованного в людях (не в Боге) затворнике, еще и подавившего естественную природную страсть к женщине? А от счастливого порядочного врача польза миру будет. В этом и посыл. Для того, что бы быть человеком Бога, достаточно соблюдать заповеди, а не состоять в рядах чего-то.
И ты права - посыл что с Богом и котомкой к Богу ближе))
Это человеческие придумки - безбрачие, упрямство, доказывание миру и всем окружающим каких то истин. То что это надо Богу, или Спасителю или Магомету в первоисточниках не написано. Это ревнители придумали, что бы управлять с помощью религии.
В общем, хорошо что инквизиции нет, меня б уже потащили на костер... Брр


Про Гипу - согласна! И пусть будет ему счастье :) Про христианских управленцев - хорошо, что у нас времена нынче другие :)) А вот у Зейдана в Египте как раз самые те. Наверное, поэтому и появилась такая книга - такой своеобразный межкультурный диалог со сдвигом на 15 веков. А Зейдан - это такой современный Гипа, у которого нет сил смотреть, как власти вновь объясняют народу, чья вера "правильнее". Историки в этом смысле "не пророки в своем отечестве". Они знают, что в истории все повторяется, да только никто не хочет учить ее уроки :(((