Больше рецензий

Prosto_Elena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2023 г. 19:49

367

5 Пока ты не осознал, что для того, чтобы расти, тебе нужно умереть, ты - беспокойный гость на темной земле.

Книга написана в форме популярного этнологического очерка и состоит из четырех глав, где предпринята попытка анализа двух проявившихся в мировой истории типов мировоззрения: "архаического", "доисторического", обусловленного мифом о цикличности времени и "современного", "исторического", опирающегося на представление о поступательном развитии истории к определенной цели, пришедшее с иудо-христианским видением мира.

В книге много ярких примеров из космологии архаических обществ - от "восточно-эллинского мира" до Индии,  что делает достаточно серьёзные  философские рассуждения автора о смысле человеческой жизни доступными и понятными.

Миф о вечном возвращении - это стремление архаического человека периодически возвращаться к мифологическому первоначалу, к Великому Времени. Главное - повторение архетипов и постоянное возрождение времени. Истории нет. Время циклично. Мир рушится и возникает вновь. Такова основная парадигма архаического человека, что наглядно подтверждается мифами и ритуалами.

Христианство, пришедшее на смену доисторическими верованиям,  смогло преодолеть цикличность мифологического мышления, также  переработав в себе и парадигму мифа о вечном возвращении. Боговоплощение происходит не в космическом, а историческом времени. Однако сохраняется и  литургическое время, т.е. периодическое восстановление истоков, начала.


«По сравнению с древними и древневосточными религиями, а также с мифологическо-философскими концепциями о вечном возвращении, в том виде, в каком они были разработаны в Индии и Греции,  иудаизм вводит фундаментальное новшество. Для иудаизма время имело начало и будет иметь конец. Идея цикличного времени превзойдена. Деяния Яхве - это его личные шаги в истории. Историческое событие приобретает при этом новое звучание: оно становится теофанией»


Книга заканчивается рассуждениями об "ужасах нашей истории".  Современный человек живёт в условиях слишком  страшных и непонятных,  чтобы можно было вынести экзистенциальный ужас личностной истории. Концепция эволюции с трудом  выдерживает две мировые войны. Как человеку примириться с их "исторической необходимостью"?


"Если исторические трагедии оправдываются тем, что они послужили для человека инструментом познания границ человеческого сопротивления, то подобное оправдание никак не может спасти от отчаяния."



Каковы пути преодоления абсурдности времени, которая возникла благодаря мнимой свободе человека?

Вывод Мирча Элиаде :  от ужаса перед историей человека способна защитить только свобода.


"...это свобода, которая исходит от Бога и опирается на него. Любая другая современная свобода может, конечно, принести некоторое удовлетворение тому, кто ею обладает, однако она бессильна оправдать историю, а это равносильно ужасу перед историей с точки зрения любого человека, который не лукавит с самим собой."



Книга понравилась яркостью изложения и  образностью языка. Написано просто, мысли изложены чётко и кратко, но это, конечно, не развлекательное чтиво. Напрячь извилины придётся.