Больше рецензий

15 июня 2023 г. 22:19

Лучшее на Лайвлибе

2K

4.5 «За звёзды умеющие слушать, и за мечты, которые сбываются». (с)

Книга 1 — «Королевство роз и шипов» — рецензия
Книга 3 — «Королевство крыльев и руин» — рецензия
Книга 3.1 — «Королевство стужи и звёздного света» — рецензия
Книга 4 — «Королевство серебряного пламени» — рецензия
⠀⠀⠀Итак, продолжаю повторное путешествие с циклом о Фейре, теперь настала очередь второй книги — «Королевство гнева и тумана». Как мне кажется, вторая книга всегда была наиболее привлекательной и любимой из всего цикла, т.к. дальше возникает больше вопросов и сомнений (особенно к 3.1 и 4). В КГИТ Маас достигла своего зенита — и это круто. Проклятье продолжений не сработало на ней, что, несомненно, радует. Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Прошло три месяца после событий в Подгорье, где Фейра пришлось пустить нож в своё сердце. Испытания Амаранты были жестоки, теперь Фейра потеряла свою человечность и запуталась в новых для себя реалиях. Кто она и даже что она? На что способна? Теперь она хочет стать сильнее физически, но оставить в себе человеческие чувства. Пока Фейра разбирается в себе, на горизонте назревает более опасная и масштабная угроза — Сонное королевство вновь вступает на шахматную доску. Героям предстоит не только решить личные вопросы, но и начать набирать силы на своей стороне. Война уже рядом, и враги из прошлого вернуться, чтобы отомстить и добиться своего. Новые тайны, великие артефакты, конфликты, которым суждено возникнуть вновь.
«Вопрос не в том, любит ли он тебя. Вопрос — насколько. Отвечу: избыточно. Любовь в таких дозах становится ядом».
⠀⠀⠀Сюжет остаётся простым и понятным — тут нет сложных деталей или необычайно хитрых принципов. Каждый сможет легко раскрыть и тайны, и скрытые смыслы, заложенные Маас. С одной стороны, да, возможно, тривиальность, но, с другой, я считаю, что это наилучший вариант развития для книжного мира Маас. Авторка и так слишком детальная в повседневных вещах героев, а усложнённый мир вместе с сюжетом были бы перебором. Поэтому простота (и частично тривиальность) и подробности авторского стиля уравнивают друг друга. Далее, Маас закладывает ещё новые конфликты, уже больше межличностные. Например, Неста и Кассиан, Ласэн и Элайны, Азриель и Мор. За всем, естественно, крайне интересно следить, ещё более интересно узнать, как будет развиваться дальше история с конфликтами.
«Когда слишком долго сидишь взаперти и смотришь в темноту, убеждаешься, что темнота бросает на тебя ответный взгляд».
⠀⠀⠀Есть удивляющие сюжетные повороты, даже когда перечитываешь. Например, по поводу Несты и Элайны в финале — всё ещё шок. Или действия Фейры по отношению к Аттору — просто вау, моё восхищение. Известная сцена со свадьбой очень тяжелая психологически. Давящая и напряженная. Хотелось кричать вместе с Фейрой. Душно, тесно, неприятно. Кроме того, есть в целом интересные, милые и забавные сцены: например, обучение Фейры, любые сцены с внутренним кругом Ризанда, моменты с откровениями между Ризандом и Фейрой. Именно эта часть, на мой скромный вкус, включает в себя лучшие сцены между Ризандом и Фейрой. Самые горячие, важные и раскрывающие персонажей. Также хотелось бы отметить, что устройство Двора ночи — одна из самых интересных частей мира КШИР. Явно ты не проникаешься такой симпатией и увлечением ко Двору весны, где мы проводим много времени.
«Правда смертельна. Правда является свободой. Правда может сломать, соединить и связать».
⠀⠀⠀База персонажей расширяется, и наверняка каждый читатель найдёт своего любимчика. Например, Азриель или Кассиан, Мор или Амрен и так далее. Колоритные персонажи с интересными предысториями. Особенно привлекает, конечно, Амрен, которая ещё сможет удивить в следующих частях. Внутренний круг Ризанда — отличный элемент книжного мира Маас, который легко запоминается и остаётся в памяти. Нравится, что Маас делает акцент на сильных женщинах — не поверхностно сильных (такой раньше отчасти была Фейра), а внутренне. Есть стержень, воля, запоминающийся психологизм.
«Даже мои кошмары слишком устали, чтобы охотиться за мною».
⠀⠀⠀Теперь дискуссия по поводу развития треугольника Фейра-Ризанд-Тамлин. Первое, Фейре обещали защиту, в итоге она умерла и перестала быть человеком. Она потеряла связь с настоящим, живёт в кошмарах. Тамлин не сумел заметить это, или сделал вид, что не замечал (кстати, именно так думает Фейра). В этом его ошибка. Именно поэтому я называла его недальновидным, ведь совсем глупым его сложно назвать. Он сумел очаровать Фейру, навязать ей чувства, усилить их. А потом он сломал её. Даже это надо уметь, учитывая, что Фейра была сильной — мы видели её внутренний стержень в первой книге. Тамлин начинает её ограничивать — что делать нельзя с ней. Это ещё больше ломает её, ведь она так хочет получить что-то новое и быть признанной хотя бы на уровне Тамлина. Всё же стоит помнить, что она уже была травмирована событиями прошлого, так ещё «смерть» не внесла ярких красок в её жизнь. Хочется задать вопрос: почему Тамлин не замечал состояния Фейры? Абьюзеры, которым стал Тамлин, часто так и поступают. Сначала нежный период, а потом холодная отстранённость. Пытаешься понять, в чём проблема. Деструктивные мысли наводят на то, что именно ты в чём-то виноват(а). Очередная ошибка Тамлина.
«Злость и ненависть — самое лучшее топливо для отчаявшейся души».
⠀⠀⠀Второе, стоит отметить самоубеждение и самоанализ Фейры, которая всё понимает. Но ей сложно вырываться из порочного круга, пока не увидит свет в конце тоннеля. Таким светом становится Ризанд. Не вызывает сомнения, почему Фейра так легко переходит на сторону Ризанда. Ризанд знал, что Фейру нужно провоцировать, чтобы она могла на зло что-то сделать. Сделать важное для меня — например, научиться читать. Но эти сцены, конечно, прекрасны и уморительны. Тамлин делал приятное и нужное для Фейры, чтобы достичь своей цели. Ризанд — наоборот: он открыто говорил, что всё делает для себя, но на деле всё для Фейры. Научится читать и писать, ставить заслон и просто быть защищенной собственными силами, а не стенами замка — всё ради Фейры, чтобы она самостоятельно стала сильной. На самом деле, переход к Ризанду — это снова полёт мотылька к свету. Он уловил все важные моменты в Фейре, он учился на ошибках Тамлина, и вёл себя противоположно — как надо.
«Мы вместе построим наш мир, наше будущее. И вместе сразимся за это».
⠀⠀⠀На мой взгляд, в книге нет святых — ни Тамлин, ни Ризанд, ни Фейра. Первый ведёт себя ужасно по отношению ко всем, подставляя всех и заключая мерзкие соглашения. Второй — делает всё ради Велариса и в целом ради Двора Ночи (цель оправдывает средства) и скрывает от пары правду (что может ранить). Третья — убивала и предавала. У каждого можно найти минусы (особенно у Тамлина, т.к. видно, в какую сторону движется Маас в развитии персонажа). Привлекает то, что персонажи остаются противоречивыми — ни явное добро, ни явное зло. Однако есть вопрос к вопросу парных уз. Как же быстро Ризанд влюбляется, и хотелось задать вопрос: любовь появляется потому, что понимаешь — она твоя пара? Очень спорная концепция почти везде. Всегда кажется, что в таком случае любовь — искусственный конструкт, навязанный избранностью или парными узами. Но Ризанд и Фейра очень похожи, даже в своих действиях, с почти одинаковыми травмами, поэтому в их парность веришь больше (но сомнения есть).
Выводы:
⠀⠀⠀Для меня «Королевство гнева и тумана» — лучшая часть цикла о Фейре и её сёстрах. Чувственная, напряжённая, раскрывающая, важная, интимная, весёлая. Здесь больше всего любимых сцен — в таверне и отдельном доме между Фейрой и Ризандом, например. Сильные моменты тоже здесь — встреча Фейры и Аттора или свадьба. Много всего интересного и запоминающегося — именно здесь. Вторая книга удивительно сочетает в себе простоту и тривиальность, интригу и предсказуемость. Несмотря на моменты, которые легко предугадать, так и хочется узнать, что будет дальше. Рекомендую ли я эту книгу? Да и ещё раз да. Рекомендация остаётся прежней — как в первой рецензии на «Королевство роз и шипов». Ну это любовь!