Больше рецензий

1 июля 2023 г. 19:26

694

5 В день завтрашний уходим вместе мы, идущим вслед оставив эту повесть о том, как выходил народ из тьмы

Название у книги очень масштабное, но отражает скорее задумку автора в целом, чем конкретно эту часть истории (насколько я поняла, был план на несколько книг, хотя целиком эпопея так и не была написана).
На самом деле повествование начинается где-то ближе к концу 19 века на ингушских землях. В отдаленном поселении в горах в одном доме живут двое братьев: Турс и Гарак, а также их жены. Жизнь в горах тяжелая, пахотной земли очень мало и сель может в любой момент уничтожить результаты долгого труда, что и произошло с Турсом - он остался без своего клочка земли и решил покинуть родные края, чтобы поискать счастья в Турции - кстати, для меня было новостью, что царское правительство если не впрямую организовывало, то поощряло выселение мусульман с Кавказа в Турцию(см. соответствующую статью в Википедии), кстати, примерно этим же событиям посвящен и роман Абузар Айдамиров - Долгие ночи , как я поняла - надо будет взять его на заметку.
Возвращаясь к ингушской истории, могу сказать, что переселение Турса и его жены - это отправная точка истории, но само действие разворачивается исключительно в Ингушетии, по крайней мере, в первых частях, до Первой мировой войны. Маленький сын Турса - Калой, оставшийся со своими дядей и теткой, постепенно растет, мужает, познает горечь своей бедности, потери родных, первой любви, сиротства. Сложно сплетаются взаимоотношения в маленькой общине. История Зору невероятно трагична, а вот история Наси, третьей жены Гойтемира, и муллы Хасана - гораздо оптимистичнее, имеет даже какие-то плутовские мотивы, очень было интересно следить за ней.
Вообще, вот эту первую, изолированную часть книги читать, пожалуй, было увлекательнее всего, у меня даже возникали ассоциации с книгой "Люди с солнечными поводьями" Ариадны Борисовой, которую я читала тоже в рамках проекта "Читаем Россию", знакомясь с Якутией. Например, обряд, который проводили для Докки - чистое шаманство же! Хотя и с муллой. Или праздник женщин - восхитительная история, я и сама с огромным удовольствием на таком побывала бы.
Красота родного края, привычный быт и традиционные верования - все отражено автором в тексте, ничего не забыто. Легко заметить и его огромную любовь и к родине, и к героям - очень уж они яркие и при этом довольно-таки статичные, кто плохой, а кто хороший - понятно с самого начала, сложного психологизма тут ждать не стоит. Даже разбой оправдан.
Любопытно и появление на страницах романа другой исторической личности - Зелимхана или Зяламха, знаменитого чеченского абрека. Чем дальше идет повествование, тем быстрее проходят годы и тем более широкую панораму событий дает автор: уже нельзя ограничиться маленьким ингушским аулом, когда в стране и мире кипят такие события. Повествование доведено вплоть до 1917 года, до корниловского мятежа, в котором действительно принимала участие Кавказская Туземная конная дивизия.
В общем, уровень проработки материала как с фактологической точки зрения, так и с художественной очень высок, роман большой, но читается практически на одном дыхании. Идеализированный патриархальный народный уклад вызывает восхищение, а не раздражение, и история народа в лице его лучших представителей - Калоя и Орци - органично вписана в бурную историю начала 20 века всей огромной и многонациональной Российской империи. Немного жаль, что завершить свой грандиозный замысел автору не удалось, но и так тоже очень хорошо.

Прочитано в рамках проекта "Читаем Россию". Республика Ингушетия