Больше рецензий

4 июля 2023 г. 21:10

605

4.5 Спойлер Чем больше ума, тем меньше сердце

Замечательная трилогия, самой яркой книгой в которой, пожалуй, была вторая часть.

Но я бы не советовала начинать знакомство с Драйзером с этого произведения. Очень он здесь (особенно в первой части) распугивает среднестатистического читателя запутанной информацией о финансовых операциях.

К счастью, для простых смертных в книгах есть и параллельная линия — обыденная жизнь Фрэнка Каупервуда. Если можно назвать ее таковой.

Герои Драйзеру удались. Трое центральных — Фрэнк, Эйлин и Беренис — в разные отрезки повествования вызывали совершенно полярные чувства. Все они не хорошие и не плохие, настоящие «серые» герои.

Фрэнк больше всего симпатизировал мне в первой книге, когда еще более-менее держал себя в руках в отношении женщин. Но ситуация была ясна с самого начала, когда Драйзер обрисовал его детскую дружбу с девочками и первые увлечения.

Вначале Фрэнка можно было даже простить за то, как он поступил с Лилиан, своей первой женой. Списать на любовь, которая вдруг ворвалась в его жизнь в лице Эйлин. Но чем дальше раскручивалась сюжетная спираль, тем больше тошнотворных позывов он вызывал. Случайные женщины заботили его больше, чем дети, о которых он вспомнил только под конец жизни; чем родители, о которых он вообще не вспоминал после того, как покинул родной город.

Каждая его глобальная любовь в итоге оборачивалась вердиктом «мне нужна другая жена», но, естественно, только тогда, когда он наигрался со старой. Сначала была Лилиан, родившая от него двоих детей. Фрэнку она быстро наскучила, стала старой и неинтересной, а он не забывал упрекнуть ее за это. Потом была Эйлин. Яркая, молодая, вызывающе красивая. А потом... женщин было столько, что не хватит пальцев на руках (и на ногах тоже). Но Фрэнк в этом ничего постыдного не видел. Даже когда соблазнял уже будучи в предпенсионном возрасте молоденьких дочерей друзей и коллег по бизнесу. Захотелось ему, вот и все! Это он женской красотой так восхищается, видите ли. Когда Беренис — его почти последняя влюбленность — обелила его распутство в своей голове, как поклонение богу через стремление к молоденьким хорошеньким женщинам, я смеялась в голос.

В его любовь к Беренис, как бы Драйзер не старался убедить, я тоже не поверила. Она была такой же очередной любовницей, как и все остальные, просто Фрэнк постарел и устал (и даже это не удержало его от измены), а будь он моложе, и Беренис, повторяя участь всех предыдущих, стала бы ему неинтересна.

А вот Эйлин, несмотря на все ее недостатки, была моей любимицей. Она не нравилась мне в первой книге и едва-едва отряхнулась от грязи, когда мужественно дождалась Фрэнка из тюрьмы. Однако во второй части у меня так болело за нее сердце, что читать об бесконечных изменах было невыносимо.

Главная любовная линия здесь — на разрыв души. Да, на мой взгляд, Фрэнк больше всех все-таки любил молодую Эйлин, а никакую не Беренис. Но верным он быть не мог, не мог отплатить Эйлин за ее преданность.

Он считал женщин стоящими на ступеньку ниже себя. Он корил первую жену за нудность, вторую за вульгарность, а некоторых любовниц за измены. Тем временем, сам опустился на дно человеческой пошлости и предательства, оправдывая это прогрессивными взглядами.

Кто-то из читательниц лайвлиба внес его в подборку книг под названием "мужчины мечты"... Вот уж действительно! Сплю и вижу!

Чтобы отдать должное Фрэнку, детей, родителей и большинство женщин он обеспечивал до самой своей смерти. Денег у него почти всегда было много, делал он их относительно легко... Заменили ли они любовь? Нет. Но ничего другого он предложить не мог.

И лучше всего это видно на примере Эйлин. Она — буквально иллюстрация пословицы «на чужом несчастье счастья не построишь». Уведя Фрэнка у первой жены, она сполна нахлебалась горя. Но что мне в ней особенно импонировало — ее раскаяние. Фрэнк никогда ни в чем особо не каялся, только притворялся, лебезил, чтобы сгладить углы.

Эйлин всю жизнь положила на алтарь любви. Она и сама считала, что была привязана к Фрэнку "как раба" и во всех мужчинах, которые были ей симпатичны, она в первую очередь видела его образ. Финансовые возможности позволили ей увидеть мир, облачиться в шелка, жить в роскошном доме, как она мечтала... Вот только они не сделали ее счастливой. А в конце жизни и вовсе доставили массу хлопот и волнений.

Драйзер — тонкий психолог. Поэтому и линия о жизни и любовных похождениях Фрэнка получилась сильнее той, что рассказывала о его финансовых победах. Ту читать было скучновато.

Объяснения Фрэнка и Эйлин в финале второй книги почти выжало из меня слезу, так проникновенно оно написано. Все любовные терзания и метания Эйлин переданы очень живо и в ее любовь веришь безоговорочно.

Чего не скажешь о любви Беренис, как бы не превозносил ее Каупервуд. У меня сложилось чувство, что девочка нашла для себя легкий путь, чтобы вступить в высшее общество, не работать, сорить деньгами и жить в свое удовольствие. И не зря у Фрэнка проскальзывала мысль, что ее отношение к нему на большое чувство похоже слабо. Рыбак рыбака... Такая же расчетливая, как и он сам, только в другой сфере, в конце книги она максимально переобулась и потянулась к духовности. Было это неожиданно и, может, выглядело не слишком достоверно, но удачно отразило главный смысл истории.

И что в итоге? Жил-был Фрэнк — сын финансиста средней руки. Обладал он незаурядным умом и талантом к деланию денег. Всегда опирался на свои хотелки и перешагивал чужие чувства. Были у него три страсти — деньги, женщины и искусство.

Денег он заработал много, но они растаяли, как только он умер.

Женщины из-за него страдали и ни одна из них не была с ним по-настоящему счастлива.

Даже коллекция картин, так скрупулезно им собранная, не сохранилась в целости.

Стал он «большим человеком», но при этом остался так себе человечишкой.