Больше рецензий

29 марта 2014 г. 03:11

868

Итак, "Иконостас". Нам было необходимо прочитать эту книгу в рамках курса эстетики. Одногруппники плевались, как, впрочем, плюются на любую мысль, завуалированную в сложную формулировку. Признаюсь, и я не любитель размашистых измышлений, но здесь, ухватив нить одной мысли, довольно легко следовать за ней на протяжении многих страниц.
Небольшая характеристика: книга шикарна с точки зрения православия, православной эстетики и теории искусства (точнее, иконописи).
А теперь краткий обзор, который я оставляю на случай своей забывчивости. Сначала в книге автор рассуждает о дольнем и горнем мире, небе и земле, а также о том, где находится граница между этими двумя обычно не пересекающимися пространствами. Флоренский утверждает, что во сне, и его повествование становится едва не эзотеричным, однако он спасает себя, связывая мистицизм сна с миром неба и нашей особой чувствительностью к потустороннему в предутреннее время. Затем автор обращается к архитектуре храма, который также подвергает разделу на дольний и горный миры. Так, небесному соответствует алтарь, земному - остальной храм. И иконостас в храме - та самая перегородка между небом и землёй, что сон в нашей жизни. И именно икона является тем самым "окном", которое позволяет мирянам взглянуть в горный мир. Далее следует описание канона и его необходимости, а также роли иконописца. Так, канон нужен в первую очередь потому, что икона воспринимается (а для верующих - является) не как изображение, фантазия художника, а как отражение истины, свидетельством события или существования святого. Поэтому иконописец не может творить без наставления святых отцов, так как только тогда гарантируется истинность отражённого лика, его святость и отсутствие в иконе личности собственно иконописца. К слову, объединение в одном лице иконописца и святого отца бывало, и не раз. Канон - единственная истина, и только поэтому он не может подвергаться пересмотру, что было бы сродни переходу к новой истине. Тут же приводятся аргументы в пользу того, что русская иконопись - самое совершенное художественное искусство. Ну да ладно.
Дальше автор говорит о красках, материале, на котором пишут икону - уже одно это определяет сущность каноны и будущей отражённой на иконе истине. Например, икона - это отсылка к стене, и многие манипуляции иконописца и его помощников приближают доску к свойствам стены, которая символизирует прочность и вечность. Также автор сравнивает иконопись с католической живописью и протестантской гравюрой. Да, забыл: в иконе тоже присутствует на горнее и дольнее. Горнее - это лик (собственно лицо, а также руки и ноги), дольнее всё остальное. Фон икон, писанный обычно золотыми красками, символизирует нематериальный, божественный свет, в котором отсутствуют полутоны и светотени. Говоря об иконописи, П. Флоренский проводит аналогии с масками египетских мумий, которые воспринимались не как маска человека, а как собственно человек. Так и икона - существуя, она показывает истинный лик святого, а также является доказательством божественного начала.
Надеюсь, я всё правильно понял. Если нет, поправьте меня.