Больше рецензий

11 июля 2023 г. 18:14

599

4 Спойлер Не гений, а пустомеля?


Безусловно, Дрзайер хорош. Если я не ошибаюсь, современники весьма сомнительно относились к его творчеству, видя в нем больше журналиста, чем писателя. Не соглашусь с этим мнением, даже напротив, верю в обратное совершено - по мне так Теодор Драйзер действительно способный писатель. Внутри у него жила душа творческая, жаждущая узнавать и разбираться, описывая людей и их жизни. 

Роман «Гений» был написан за долгих десять лет до знаменитой «Американской трагедии», и все же я обнаружила огромное сходство между двумя этими произведениями: похожи и герои (и Юджин Витла, и Клайд Гриффитс внешне особенно привлекательны, но слабовольны и трусливы; их интересы, подобно ветру, порой дуют в хаотичном направлении; сердечные устремления вообще являют собой что-то странное, эдакие движения в сторону призрачного идеала любимой), и ситуации (крах надежд на богатую и вольготную жизнь, якобы отторжение обществом; отношения с женщинами, которые так или иначе заканчиваются катастрофой), и даже обстановка (герой непременно пробует себя на простецких поприщах, сводя концы с концами). 

В случае с «Гением» произошел промах, на мой взгляд. Траектория Клайда понятна, во многом примитивна - пустомеля, не знающий, куда себя деть и кого использовать, лишь бы не прозябать в бедности), он совершает ошибки одна за другой. А вот с Витлой все иначе. Господи, он же франт, возомнивший о себе невесть что и, удивительно, но Драйзер как будто акцентировал внимание на этом! Юджин -  рыба, которая не знает, в каких водах ему плавать, потому что везде ему не место, везде его не принимают, везде или недостойное его личности общество, или то, которое он считает чудаковатым, грязным, фальшивым (хотя по сути он восхищается им со стороны, завидуя). Все внутри романа называют Витлу гением, однако я сомневаюсь, что он реально был одаренным героем, просто внешний лоск всех привлекал. Таланта как такового я не увидела, только разве что в первой части, третья же разбила мои ожидания от этого персонажа вдребезги. Вроде гений, а вроде капризная, наглая, пустышка без стыда и совести разрушающая судьбы ближних. Конечно, те как будто сами кидались в его сети (как и Роберта из «Американской трагедии», видела в Клайде «бога», так и Анджела), но Юджин, будучи эгоистом, упивался их любовью, пленил, часто принуждал к близости. Нет, герой не вызвал у меня сочувствие. По правде говоря, ни один из героев не вызывал, хотя моментами я действительно ощущала, как волнуюсь и тревожусь за развязку. Та, между прочим, разочаровала — не думала я, что Драйзер уклонится от курса так резко, как он это сделал. Нет, весь роман тема религии, веры в какого-либо Бога не поднималась, но в конце вдруг стала играть одну из главных ролей. Юджин, как и Клайд, обнаружил в себе заинтересованность в поиске священного смысла, хотя первый был склонен витать в облаках метафизики, второй же в конце, если мне не изменяет память, Библию читал и надеялся найти прощение. Зачем этот виток в романе «Гений» был дан, непонятно, потому что Витла в результате за мгновение и без него вернулся к живописи, к обеспеченной жизни (то есть не вера способствовала успеху, нравственному развитию). Вообще-то Витла продолжил двигаться в похожем направлении, что и прежде, но якобы победил свой порок, перестав страстно желать красивых женщин. 

Как и в случае с «Американской трагедией», перед нами на тысяче станиц разворачивается драма отношений между нарциссом и женщиной, которая в нем находит нечто крайне привлекательное и, готовая жизнь за него отдать, мучается и в конце концов умирает. Помимо отношений с женщинами, между героями и обществом то устанавливаются, то расшатываются мерзкие связи. 

Много слов хочется сказать, правда. Я все еще восхищаюсь умением Драйзера писать портреты людей так, как он это делает — метко, чувственно, детально, продуманно. Герои его живые, да! Они как будто дышат на тебя со страниц, они меняются, но остаются самими собой, что особенно важно. Но, посмею выразить недовольство объемом произведения…воды уж больно много. Иногда вспоминается наш дорогой Антон Павлович Чехов, чьи труды всегда идеальны в этом смысле - все четко, разумно, словно стрела в яблочко. 

Так или иначе, благодарна, что судьба столкнула меня с этим автором. Дальше буду продолжать интересоваться им. Между прочим, советую к прочтению еще «Дженни Герхард» - там иной женский образ (не Анджела и не Роберта), хотя в некоторые моменты несколько напоминал их. Быть может, это особенность творчества некоторых авторов - повторение мысли и герои-пилигримы.

Спасибо за внимание!