Больше рецензий

4 августа 2023 г. 21:45

664

3.5

Видит бог, я собиралась поставить восьмерку. Напряжении всего романа! Невзирая ни на что. Засим начнем рецензию так, будто я ещё не добралась ни до последней трети, ни до финальных глав.

Добротная английская классика соответствующего периода. Да, это чертовски монотонно и однотипно. Да, о том, что можно выразить парой строк, пишут абзацами и страницами. Да, нас ждут описания каждого вздоха, а слова "отчаяние", "затрепетала" и "зарыдала" и "лишилась чувств" будут в топе среди всех слов, может быть, даже посоревнуются со всякими "пошла" и "пришла") Да, уже описанные душевные состояния милой Эмилии будут описаны вновь и вновь, теми же словами. И смена декораций будет весьма относительной. Но это написано как-то хорошо. Как добротная английская классика)

Герои очень однозначные. Есть белые и черные герои. Не надейтесь на серого, даже если вам так покажется в какой-то момент. Кроме, может быть, одной, самой неожиданной)

А ещё у автора есть отвратная привычка не поведать читателю о чем-то, что главная героиня увидела, хотя почти всегда повествование ведется от ее лица. Ну, в смысле, с описанием действий, мыслей и чувств ее лица. То есть наивные выводы глупенькой барышни - наши, а из чего она их делает - секрет.

Зато во второй трети Очень Длинной Истории появится Аннэта, и будет приятно разбавлять занудствующее повествование.

СПОЙЛЕРЫ.

Как ни странно, Эмилия не раздражала до последней трети романа, она была органична в этом повествовании. Дочь своего века и сословия, она мыслила и чувствовала так, как полагается - будучи при том благородной, доброй, чувствительной... и такой редкостной лицемерной сучкой, что просто шокировала этим. И вот это было не о той Эмилии, которая нам описана в первых двух третях романа. Итак. Она влюблена. Беспамятно. Осталась одна-одинешенька на всем белом свете. В тенётах страданий грезила лишь о возлюбленном, ода мысль о котором подкрепляла ее силы. Он. ОН.

Так вот, если вдруг этот ОН проиграл в карты состояние и стал шулером, то извините. Вся любовь исчезает. Была и нет. Наверное, так бывает, если влюбиться в образ, не знаю. Но такие благовоспитанные мисс лицемерки - ужасны. Никого они не любят на самом деле. Никакой помощи и поддержки от них не добьешься. С тонущего корабля они слиняют на первой же шлюпке, брезгливо подобрав подол. И примутся вздыхать о своих попранных чувствах, оправляя белые кружевные перчатки. Если бы Эмилию не подавали несколько другой изначально, этот ее штрих бы грамотно вписался. Но нет. Умирающую тетушку, например, она жалеет. Ей бы она беззаветно помогала бы, оправься та. К ней она бежала сквозь опасности, о ней пеклась. О самодурке, обманщице, предавшей доверие возлюбленного отца ГГ, об обведенной вокруг пальца мошеннице. И я уверена, узнай Эмилия, что тётушка даже убийца - ей бы она простила все. И была бы рядом.
Она заботилась и помогала графу, который влез к ней ночью в спальню.
Она бы перевязывала раны Монтони, окажись у его одра.

Но фи, любить карточного шулера - ниже ее достоинства. Фи. Подите прочь.

Любовь? Правда?
Было бы очень красиво, если бы Валанкур в конце послал её к лешему. Увы, нет.
Валанкур будет благородным, и не окажется карточным шулером. И будет прощен в тот миг, когда не окажется.

С тайнами тоже ждет разочарование. И вовсе Эмилия не дочь от чужой жены, которую страстно любил ее отец. Ее отец благороден. И его сестра была благородной, обманутой и отравленной. Только и всего. И вовсе не найдет Эмилия в монастыре свою хотя бы раскаявшуюся мать. Все белые останутся кристально чисты, а черные - грязно-черны. И никаких серых.

Понравилось, что хорошо, действительно хорошо объяснили тайну замка с привидениями.
В целом, понравилось и то, как Эмилия там жила. Именно вторая треть книги - обещанный готический роман. Первая и третья из другой оперы. И пока первая тянется, начинаешь даже бояться, что никакого готического романа не будет. Потом он кончится - и снова пойдут душевные терзания Эмилии, во последний трети еще плохо с ней вяжущиеся.

Книгу все же стоило прочитать, она канон. И пишет автор хорошо, канонично. Иногда душа требует добротной английской классики.
Но все-таки немного серого не помешало бы. Хотя бы от второстепенных персонажей...

1001 books you must read before you die: 387/1001.