Больше рецензий

psyho_dmitry

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 августа 2023 г. 17:28

302

2.5 Скандинавская сказка о становлении человеком

Писательницу Сальму Лагерлёф я открыл для себя ещё в далёком в 2016 году, когда прочитал её знаменитую сказку про путешествия Нильса с дикими гусями по Швеции. Я был поражён глубиной, тонким человеколюбием и в целом высоким гуманистическим посылом - как сложно стать человеком. Через какое-то время я прочитал ещё одну её книгу “Легенды о Христе”, и также увидел похожие темы человечности, которые к тому же написаны прекрасным языком. В этом году я решил продолжить знакомство с писательницей и выбрал к прочтению её дебютный роман “Сага о Йёсте Берлинге”.

Несмотря на то, что роман дебютный, он отнюдь не простой. Передо мной предстала сразу же большая писательница. Качество литературы ощущается, однако, повествование далеко не всегда мне было понятно. Признаться, не все сюжетные линии я понял, не все персонажи откликнулись мне. Да и в целом осознание того, что я только что прочитал у меня сформировалось только после чтения послесловия книги. Послесловие представляло из себя короткое эссе о самой писательнице и историю того, как был написан данный роман. Для тех, кто будет знакомиться с этой книгой, я бы рекомендовал начать чтение именно с послесловия (как бы странно это не выглядело). Важный факт того, что Сельма Лагерлёф писала эту сагу на протяжении десяти лет. Роман вышел, когда писательнице было 33, но начинала она его писать ещё в юном возрасте. Кроме того, важным моментом является своеобразный нонконформизм Лагерлёф относительно эпохи написания романа. Дело в том что “Сагу” Лагерлёф написала в эпоху засилья реализма (конец XIX века). Но вопреки литературным трендам, она выбрала форму скандинавской сказки и романтизма. Это история напоминает одновременно и “Старшую Эдду”, и “Пера Гюнта” Генрика Ибсена, и “Плоды земли” Кнута Гамсуна.

О сюжете говорить практически нечего. Это история пастора Йёста Берлинга, спившегося и отстраненного от своей работы. Йёста Берлинг, будучи ещё молодым человеком, становится своеобразным Локи, прохиндеем, который влюбляет в себя всех, несмотря на свои не самые гуманные поступки.
Роман представляет собой отдельные истории о различных персонажах, которые связаны лишь главным героем и местом, где разворачиваются события.

А вот темы, которые поднимает Лагерлёф, гораздо интереснее сюжета. Это тема покаяния через самоотречение, наказание, искупление, и тема, которую я уже видел в книгах этой писательницы, - становление человека. Йёста Берлинг, который может вести себя жестоко и не понимать, как он обижает людей, должен в конце стать настоящим человеком, как и Нильс, получивший проклятие гнома, должен пройти множество испытаний и стать настоящим человеком. Однако, в отличие от истории про Нильса и “Легенд о Христе”, “Сага о Йёсте Берлинге” мне показалась слишком прямолинейной, слишком христианской. Предыдущие работы автора, которые я читал, безусловно, также пронизаны христианской философией, однако, они, на мой взгляд, поданы тоньше, и на первом плане в них выступает именно гуманизм, а не религиозный контекст. Впрочем, темы религии в книге не так уж и много. Главное ощущение, которое не покидает, - это ощущение, что читаешь ты всё-таки скандинавскую сказку. Ту самую сагу, где есть место и Тору, и Локи, и троллям, и ведьмам, и… Иисусу Христу. Невольно вспоминается мысль Людмилы Улицкой из романа “Даниэль Штайн, переводчик”, где главный герой показывает, что у каждого народа, у каждой страны есть своё христианство: латимоамериканское христианство не то же самое, что израильское или европейское. Здесь мы видим христианство шведской глубинки. А может быть будет точнее сказать христианство Сельмы Лагерлёф.

Ещё пару слов по поводу религии. В какие-то моменты книги лично для меня темы Бога было слишком много. Но хочется отметить многогранность и ту самую общую гуманистичность писательницы, которая добавила в роман старичка философа, что рассказывает молодой героине о рациональности мира, о выдуманности богов, но когда она понимает, что это знание разрушает её мир, старичок отступает и даёт возможность героине оставаться в своей вере.

Отдельно анализировать главного героя совершенно не хочется. Отдельно говорить про конкретные сюжеты также я не возьмусь, поэтому перейду к выводам.

Роман представляет собой пример скандинавской литературы во всех присущих этому выражению ассоциациях. Это сложное произведение, несмотря на то, что был дебютным романом для автора. Роман написан поэтично, однако лично мне удовольствие это чтение не принесло.

Желающим познакомиться с данной писательницей рекомендую её более поздние и известные работы такие как “Легенды о Христе” и “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции”. Однако, запрещать знакомство с “Йёстой Берлингом” безусловно не буду.