Больше рецензий

14 августа 2023 г. 13:48

416

5 Счастье есть, не надо ждать!!! Все имеют на него право!

Отличное произведение, актуальное на все времена. Иван Иваныч, рассказывая про своего брата, говорит о его мечте, усадьбе, где-нибудь на берегу реки или озера. При этом сам Иван Иваныч эту мечту не разделяет - "запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал"., потому что ведь все люди то разные, и мечты у всех разные.
Николай Иваныч, пусть и не законными, чистыми, а скажем так, грешными путями достигает свою поставленную цель, которая затмила весь мир вокруг него. Других путей, решений он не видит, и смысла жизни нет у него другого. Мог он выбрать семью, детей, работу, получить надел или ещё как, удачный брак. Но он пошёл по корыстному и алчному пути, преступному. Чехов даже фразу приводит замечательную: "И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком".
Вот, Николай Иваныч, стал высматривать себе имение, и ничего толкового найти себе не мог. Потому что хотел себе всё лучшего и лучшего. Глаза всё разбегались, устал, и через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин. Пусть в глухомани, пусть в старой деревне, пусть ещё где-то, но это его усадьба, он достиг свой цели. И когда Иван Иваныч к брату приехал "Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие».
Угощает первым урожаем крыжовника, "было жестко и кисло", но Иван Иваныч "видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой".
Да, в произведении Антон Павлович показывает и преступление, и эгоизм, что делают деньги с людьми, отсутствие любви к народу. Но в конце он задаёт всем вопрос: - "Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!"
Счастье есть, оно рядом, его не надо ждать, к нему надо идти, стремиться, только при этом не забывая о людях, о родных, близких, и простых людях вокруг. Ведь все стремятся к своему счастью, и всем надо помогать.