Больше рецензий

17 августа 2023 г. 18:18

368

4

Моё знакомство с творчеством Харуки Мураками началось с "Охоты на овец", когда мне было 16 лет. Тогда я не знала, что книга является частью сборника, или знала, но не предала значения, т.к. в библиотеке была только одна книга.
И вот судьба снова свела меня с трилогией Крысы в рамках марафона, и было понятно, что читать "Дэнс, Дэнс, Дэнс", не прочитав первые части и не освежив память о событиях “Охоты на овец”, будет как-то совсем невежливо. Поэтому моя рецензия будет не только о "Дэнс, Дэнс, Дэнс", а о всей трилогии Крысы.
Первое, что я почувствовала – это то самое чувство одиночества, запах осени, небо в тучах, давящая тишина, которое я испытывала, читая в 16 лет "Охоту на овец". Все части трилогии пронизаны тем же – одиночество, меланхолия, тщетность бытия, бессмысленность. И не важно, где главный герой – на Гавайях или в осенних горах, и с кем главный герой – один и в компании.
Сюжет описать сложно. В "Слушай песню ветра" нам представляют главного героя, он студент, учится в Токио и на лето приезжает домой, в свой родной провинциальный город. Пьёт пиво в баре со своим лучшим другом Крысой.
В "Пинбол-1973" наш главный герой ищет пинбольный автомат из того самого бара.
В "Охоте на овец" главный герой отправляется на поиски овцы, находит своего друга и снова теряет его. Также от него уходит девушка.
"Дэнс, Дэнс, Дэнс" завершающая история, в которой главный герой ищет ту самую девушку, которая ушла. Не просто ушла, а пропала. В ее поисках он едет обратно на Хоккайдо, в тот самый отель, где останавливался с ней. Но вместо старого отеля "Дельфин" он находит новый, роскошный отель Delfin. Знакомится со служащей, у них завязывается дружба. Встречает человека-овцу. Смотрит фильм, в котором снимается его одноклассник Готанда и, как оказалось, пропавшая девушка. Возвращается в Токио с 13-летней девочкой, которую в отеле оставила мать. Звонит Готанде, возобновляет с ним общение. Знакомится с проституткой. События текут одно за другим, и кажется, к чему это? Что происходит? Темп повествования спокойный. Приготовил поесть, сходил в душ, послушал музыку, сходил в бар, встретил человека овцу, вернулся в номер, лёг спать... Всё так обыденно. Одновременно ничего не происходит и происходит многое.
Мы с главным героем находимся в какой-то липкой паутине, где время идёт медленнее. А ненормальные события воспринимаются через призму нормальности.
Эта книга далась мне сложнее всего из трилогии, а заодно из всех произведений Мураками, которые я читала. Тут не танцы, а медленное погружение в болото. Или как будто покрываешься пылью в комнате со скелетами. Даже смерть воспринимается, как что-то обыденное. Хотя смерть и является обыденным явлением. И хоть главному герою не плевать на смерти окружающих его людей, он сопереживает и скорбит по ним. Но я как читатель не восприняла это как важное событие в книге, как событие, которое переворачивает сюжет.
Неисповедимы пути японской литературы.