Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2023 г. 03:15

206

3 Переоцененная книга

В 27-м веке за кулисами человечества появляется загадочная организация "Вечность", в чьи обязанности входит строгий контроль над событиями прошлого и будущего, что бы обезопасить людей от всех бед, которые могут произойти в определенный отрезок времени. Тысячи работников "Вечности" состоящих из Наблюдателей, Социологов, Вычислителей, Расчетников - ежедневно заняты отслеживанием событий, изучением вероятностей и поисками решений, а особая каста Техников отправляется в различные столетия при помощи машины времени, где одним движением руки (по типу "эффекта бабочки") изменяют события будущего, в очередной раз спасая человечество от самого себя. Именно за "ручной труд" Техников не любят остальные работники, по-сути сделав их кастой неприкасаемых. Их не замечают, с ними не дружат и даже брезгуют с ними как-либо взаимодействовать. Главный герой Энди Харлан является одним из лучших Техников, и вот однажды он попадает в 482-е столетие, где случайно (или нет?) встречает девушку по имени Нойс Ламбент, которая перевернёт всё с ног на голову.

В первую очередь хочу отметить, что сама концепция "Вечности" очень прикольная. Мне понравилась идея, что человек спокойно может передвигаться в Пространстве-Времени и даже управлять им по своему желанию, держа человечество в узде. Однако мне не хватило масштабности. "Вечность" - это гигантская корпорация вне времени, с огромным количеством работников, использующая мощности Сверхновой, в которую превратилось Солнце, а также напиханная различными супер-технологиями и кибермозгами. Её работники могут кататься в огромном промежутке времени от 24-го до 150000-го Столетия тыкнув всего лишь на одну кнопочку. Но при прочтении наоборот создается ощущение, что "Вечность" - это какой-то местечковый офис в бизнес-центре, с кучей этажей с одним большим лифтом, на котором все катаются туда-сюда.

Как такая корпорация держится на плаву я не понимаю. Кабины для путешествий во времени никак не контролируются, поэтому любой Техник-нарушитель может попользоваться ими на свое усмотрение. "Вечность" смогла построить кибермозг и обуздать энергию Сверхновой, но не смогла поставить камеры в лифте. Окей. Поведение работников тоже неидеальное. Женщины в "Вечности" запрещены и мужчины живут в постоянном целибате, но, оказывается, всё таки можно провести туда женщину или оформить с ней союз, и никто этого не заметит. Организация противоречит сама себе.

Вечные (работники "Вечности") тоже какие-то непродуманные. Сами посудите, это должны быть опытные люди из разных веков, имеющие в своих руках знания всех тысячелетий человечествого развития и видевшие многое на своём веку т.е очень надсмотренные. На их плечах лежит ответственность за человеческую цивилизацию, а каждое их решение способно кардинально изменить реальность. А что мы получаем? Толпа максимально консервативных дедов, играющих в бюрократию и плетущих "дворцовые интриги". А я напомню, что в одном месте могут работать люди, родившиеся и в 95-м, и в 60000-м столетии т.е их разделяют взгляды и привычки разницей в тысячи лет. Но эта разница никак не показана, а работники по-прежнему не могут принять факты, что женщины имеют право быть равными мужчине, что они могут носить любую одежду и сами решать, когда им заводить отношения. И вообще люди имеют право выглядеть так, как им хочется, тогда как в "Вечности" безволосый мужчина подаётся читателю как какой-то урод. К тому же в "Вечности" работают только мужчины, потому что женщина обязана сидеть в реальности и рожать детей. Айзек Азимов просто наделил персонажей мужского пола своими собственными взглядами. Поэтому "прогрессивные мужчины будущего" остались на уровне мужских взглядов 50-х годов прошлого века.

Мир никак не прописан. Книга охватывает тысячелетия развития человечества, но разницы между этими временными отрезками нет. Автор просто забил на продумывание окружения. 24-е столетие? 95-е столетие? 482-е столетие? 2871-е столетие? 111 394-е столетие? Между ними НЕТ разницы. Это словно одна и та же локация! Как такое может быть, что человечество настолько застряло в своем развитии? Или это недоработка автора?

Главный герой - Эндрю Харлан совершенно мне не понравился. Сплошное противоречие, а не человек. То он высококлассный специалист в своём деле, то глуповатый слюнтяй, который косячит направо и налево. То он малоэмоциональный и закрытый тип, то - истерит и кричит на всех подряд. Он верен "Вечности" всей душой, но в одночасье готов предать, желая уничтожить организацию ради малознакомой девушки, а через время он готов убить возлюбленную ради "Вечности" и его идеалов. То он женоненавистник и 32-хлетний девственник, то, после первой и единственной ночи с девушкой, готов бегать за ней, реановать к столбу и кричать о великой любви как 14-летний спермотоксикозник. И это я молчу о том, какой он сексист, раз мысль, что женщина может быть наравне с мужчиной и сама решать за свою жизнь у него вызывает отвращение. Так же у Харлана нет своего мнения и взглядов, поэтому им легко манипулировать, стоит только навязать ему своё мнение и он как попугай начнёт его повторять.

Любовная линия самое слабое звено книги. Да, это научная фантастика и любовь тут необязательна, но в данном случае любовная линия является главным двигателем сюжета, отчего мне вдвойне непонятно, почему она написана так ужасно. Харлан жил себе спокойно в целибате, за 32 года живой женщины не видел, а потом случайно столкнулся с Нойс и понеслось. Причем всё началось с того, что он её всячески принижал и отторгал. (Обоже, она же женщина, какая мерзость!). Зато через пару дней знакомства легко прыгнул к ней в кровать, попутно затрубив о ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ. И ведь реально это подается как эталон любви, ради которой можно свернуть горы. При этом о самой Нойс дается ноль информации. Она совершенно не раскрыта как персонаж, а вся её ценность как человека держится лишь на внешней привлекательности и полуголом теле. Все мужчины книги видят в ней только глупую красотку, которую можно просто выбросить куда подальше, пока ГГ геройствует прикрываясь силой любви. Даже в отношении к ней у Харлана сквозит пренебрежение, как будто она лишь игрушка, принадлежащая ему одному. Он не любит её как человека, он любит её как свою собственность, как красивую вещь.

– Нет, Нойс, ради себя самого. Я не могу тебя потерять.

Поэтому когда она показывает свой характер, он спокойно готов её ударить и убить. Просто потому что игрушка посмела показать себя более осведомленной, чем он. Это была жуткая трансформация, когда человек тебя якобы любит от всей души, а через минуту готов уничтожить. И опять же это подается как истинная любовь (Он же даже аннигилятор от неё убрал! Ого!). Упаси боже от таких отношений.

В пароксизме гнева он вскочил и замахнулся на нее. Нойс даже не шелохнулась. Лицо ее было совершенно спокойно
Харлан почувствовал, как в нем снова поднимается волна бешенства.
– Признайся, чтобы мне потом не чувствовать ни раскаяния, ни сожаления.
– Раскаяния?
– Нойс, у меня с собой аннигилятор, и я твердо решил убить тебя.

Всё-таки старая фантастика - это не моё. Совершенно иное видение мира, иные взгляды. Хотя у Азимова были и неплохие книги, но "Конец Вечности" точно к ним не относится.